Методическая работа, проводимая с коллективом педагогов в рамках семинара-практикума, позволит педагогам обрести уверенность в своей профессиональной деятельности, поможет осознать свои личностно-профессиональные особенности, будет способствовать профессиональной самореализации педагогов и обобщению их педагогического опыта.
Елена ЯНКОВИЧ,
заместитель директора по учебной работе
ГУО «Круповская средняя школа Лидского района»,
Гродненская область
Профессиональный рост, обобщение и трансляция педагогического опыта, аттестация и сдача квалификационного экзамена вызывают у многих педагогов трудности. Не все педагоги достаточно компетентны в осуществлении системной работы по изучению и обобщению именно своего опыта работы. Тем не менее педагогический опыт является важнейшим средством фиксации, хранения и передачи информации. Методическая работа, проводимая с коллективом педагогов в рамках семинара-практикума, позволит педагогам обрести уверенность в своей профессиональной деятельности, поможет осознать свои личностно-профессиональные особенности, будет способствовать профессиональной самореализации педагогов и обобщению их педагогического опыта.
Тема семинара-практикума: «Профессиональный рост педагога – путь размером с жизнь».
Тип семинара: теоретико-практический с элементами тренинга.
Цель семинара-практикума: развитие (совершенствование) личностных ресурсов педагогов.
Задачи:
– содействовать обретению педагогами внутренней стабильности и уверенности в своей профессиональной деятельности;
– создать позитивный психологический климат в педагогическом коллективе путем актуализации установок педагога на профессиональную самореализацию.
Методы: коммуникативно-ориентированный, репродуктивный, коучинговый подход, мозговой штурм.
Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, доска, мел, стикеры.
Этапы семинара:
1 Ориентировочно-мотивационный
2 Операционально-исполнительский
3 Рефлексивно-оценочный
1 Ориентировочно-мотивационный этап
Профессиональный рост, обобщение и трансляция педагогического опыта, аттестация и сдача квалификационного экзамена… У многих педагогов в этом направлении работы возникают определенные трудности, начинается тахикардия и мучают бессонные ночи. Мы недостаточно компетентны в системности работы по изучению и обобщению именно своего опыта работы. Тем не менее педагогический опыт – это важнейшее средство фиксации, хранения и передачи информации. Не современные информационные технологии и девайсы, а педагогический опыт выступает важнейшим инструментом повышения качества образования, является источником решения педагогических проблем, источником развития педагогов.
– Подумайте, при каких условиях возможно повышение качества образования? (Учителя отвечают фронтально).
Если мы учитываем действующие закономерности в обучении и воспитании учащихся, творчески используем научно-методические рекомендации, учитываем специфику условий образовательного процесса, в этом случае наша педагогическая деятельность характеризуется высоким репродуктивным профессионализмом.
Если же мы творчески используем все лучшее из теории, вносим новизну, прокладываем дорогу неизвестному, наша деятельность приобретает еще большую значимость, становится весьма ценной.
Для существования той или иной организации необходимы определенные ресурсы. Это время, деньги и люди. Какие ресурсы являются самыми главными?
Перед современным учителем стоят задачи, от которых зависит жизнь и будущее учащегося. Но решение этих задач невозможно без личностных качеств, присущих хорошему бизнесмену.
– Какие качества должны быть присущи современному педагогу (специалисту)? (На доске записываются, крепятся на стикерах ответы педагогов)
Уверенность, коммуникабельность, лидерство, навыки убеждения, гибкость, эмпатия, самоорганизация, умение работать в команде, смелость брать на себя ответственность, готовность экспериментировать, способность решать проблемы и вера в то, что всему можно научиться, организаторские способности, умение расставлять приоритеты в зависимости от ситуации, стратегическое мышление, способность к рефлексии и конечно же умение продавать свои идеи, критическое мышление, креативность, мотивирование, умение учиться.
Наряду с личностными качествами следует учитывать также и профессиональные навыки, например: вождение автомобиля, работа на компьютере, знание английского языка – все то, чему можно научиться и протестировать. Этому обучают в университетах, колледжах. Профессиональные навыки – это умение работать по инструкции. Личностные качества сложно протестировать, проверить какими-то качественными показателями, им сложно научить. Умение брать ответственность на себя, вносить новое в свою деятельность, адаптировать ее к современным реалиям и учащимся – это всегда будет с вами.
Обобщение педагогического опыта, если говорить языком торговли, бизнеса, – это наш товар, форма его обобщения – это упаковка, ну а трансляция – реклама. Как должен выглядеть, общаться, говорить учитель, у которого вы хотели бы обучаться? Меняться для этого не обязательно. Важно найти в себе, то, что по-настоящему цените, затем определить реальную пользу для себя и других людей в той информации, в том ресурсе, которыми вы уже владеете, которыми вы готовы поделиться. Пробудите сами в себе интерес к тому, чем вы занимаетесь.
2 Операционально-исполнительский этап
– Подумайте, сможете ли вы продать себе себя, продать свой урок?
Перед вами лежат карандаши и листки, нарисуйте, пожалуйста, некий элемент, картинку, рекламный эскиз и придумайте слоган, рекламную речь, которые заставили бы нас прийти к вам за вашим опытом. (Используются листы, карандаши. Осуществляется самопредставление педагогов.)
Предприниматель не только продаёт товар покупателю. Он продаёт свои идеи инвесторам, сотрудникам, партнёрам. То же самое делает и учитель, только его «покупатели» – дети, их родители и другие учителя.
Задача предприятия – производить качественную продукцию, ту, которую купят и второй и третий раз. Задача школы, если это предоставить качественное образование каждому, – максимально выровнять уровень профессионализма учителей. Но эта задача не решается только путем тотального внешнего повышения квалификации.
– Как еще можно повысить свой профессиональный уровень, как обеспечить постоянный профессиональный рост?
(Предлагается приём «Мозговой штурм», осуществляется обсуждение в группах в течение установленного времени).
Каждый педагог обладает определенным и ценным багажом. Это ваши знания, педагогические умения, уровень профессионализма. Каждая организация обладает некоторым социальным ресурсом: профессиональными связями между людьми, основанным на доверии обменом опытом. Важно постоянно иметь доступ к капиталу (ресурсу) друг друга, то между учителями возникают и существуют постоянные профессиональные связи, что позволяет им учиться друг у друга быстрее и эффективнее.
Ошибочно считать, что хорошими учителями становятся, читая хорошие книги и слушая правильные лекции. Работа учителя – практическая, и для того чтобы обеспечить себе постоянный профессиональный рост, важно вносить изменения в свою педагогическую практику. Через наблюдения за тем, что делают другие, и постоянно отслеживание того, что происходит с детьми на своих уроках, получить доступ к профессиональным находкам и решениям друг друга, доступ к опыту и открытиям коллег.
Окружая себя коллегами, богатыми опытом, идеями и стремлениями, мы сами становимся богатыми. Уверена, в каждом коллективе есть тот, кто особое внимание уделяет работе с учащимися младшего школьного возраста, а основным направлением своей деятельности видит формирование у учащихся коммуникативных навыков.
Другой практикует различные формы работы, отдавая предпочтение работе в группах, активно использует опорные схемы, проводит ролевые игры и стремится всячески снизить утомляемость учащихся на уроке.
Третий видит необходимость в трансляции своего педагогического опыта через проведение открытых уроков, семинаров, мастер-классов. А итоги своей педагогической деятельности демонстрирует в результатах олимпиад по предмету.
Цель моей педагогической деятельности, как заместителя директора, – создать возможности для такого профессионального взаимодействия. Существуют десятки способов организовать профессиональный обмен между учителями. При этом, уверена, ни в коем случае нельзя выстраивать взаимодействие между педагогами директивно. Это всегда вызовет огромное сопротивление коллектива. Коллективное обучение, трансляция своего опыта коллегам позволит совершенствовать мастерство каждого педагога в частности и тем самым повысить общие образовательные результаты школы в целом.
3 Рефлексивно-оценочный этап
Упражнения «Шкала профессионального роста»
Перед вами шкала от 1 до 10. Предлагаю вам помечтать. Представьте себя на уровне «10». Вы – профессионал. Опишите себя, что вы умеете делать, какими навыками обладаете. Как вы себя ощущаете на этом уровне? Оцените, где, на какой цифре вы находитесь на данный момент. Что вы уже умеете делать и каким опытом обладаете? Какие самые простые шаги вы можете предпринять, чтобы перейти на следующий уровень? Кто может вам в этом помочь? Сколько времени вы себе выделяете на этот путь?
(Описание шагов проходит в медленном темпе, выдерживаются паузы, отсутствует комментирование со стороны ведущего семинара).
Соичиро Хонда, основатель компании Honda Motor считает, что успех может быть достигнут только через повторяющиеся неудачи и самоанализ. Фактически успех – это только 1% вашей работы, а остальные 99% – это неудачи.
Успешный бизнесмен отличается смелостью взять ответственность за риск на себя. Учитель тоже должен обладать смелостью рисковать: обращаясь к новым методикам и технологиям, экспериментируя с организацией процесса, предоставляя свободу выбора ученикам, отступая в случае необходимости от программ.
Уважаемые педагоги, не позволяйте себе вариться в собственном соку. Будьте профессионально открытыми!