Александр КНЫШ,
учитель истории
Берёзовичской средней школы
Пинского района
Важная задача учителя – создать условия для эффективного развития обучающихся, заметить малейшее продвижение ученика вперёд, поддержать его успех, развить интерес к знаниям. Заметить его непонимание, чтобы вовремя оказать помощь. В школе не должно быть неудачников. Этому способствует рефлексивная деятельность на уроке. Я рассмотрю рефлексию как этап современного урока, поделюсь опытом рефлексивной деятельности на уроке.
Что же такое рефлексия? Слово «рефлексия» происходит от латинского reflexio – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове «рефлексия» ставят на слог «ле». Он объясняет рефлексию как «размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания». В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности.
Что можно применять:
— карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз. (“Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня ничего не получилось);
— светофор.
— “Мои ожидания”:
– Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько – посмотрим в конце урока (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.)
Рефлексия содержания учебного материала
1 Синквейн (пятистишие).
Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
— первая строка – название темы (одно существительное);
— вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
— третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
— четвёртая строка – это фраза из трёх-четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
— последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
Пример. Синквейн по главе «Россия при Петре I», 7 класс:
— Пётр I
— Дальновидный и прогрессивный
— Реформировал, расширял, укреплял
— Выдающийся государственный деятель
— Император
2 Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» – знал;
«!» – новый материал (узнал);
«?» – хочу узнать.
Пример. Инсерт потеме «Северная война», 7 класс:
«!» Результатом войны стали следующие людские потери: со стороны России – 75 тыс. убитых, а шведы потеряли 175 тыс. убитыми. «+» Итогом Северной войны 1700-1721 гг. стал Ништадтский мирный договор. Согласно ему в состав Российской Империи вошли Эстляндия, Карелия, южные земли Финляндии, Лифляндия (Ливония). «!» Был произведен обмен военнопленными, все «преступники» и «перебежчики» с обеих сторон получили полную амнистию. Швеция же в результате войны не только потеряла статус мировой державы, но даже и своего короля: «?» Карл XII был убит при осаде Фредриксхальда 30 ноября 1718 года. «+»
3 Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами.
Пример. Тема«Северная война», 7 класс:
На смену стрелецким полкам и дворянскому ополчению пришла …….. (регулярная) армия. Она комплектовалась из крестьян и посадских людей на основе …….. (рекрутской) повинности. По мере утверждения России на берегах …….. (Балтийского) моря шло строительство военного флота. Его главной базой вначале был …….. (Санкт-Петербург), а затем – Кронштадт. В 1716 году был принят …….. ……..(воинский устав), определявший основы устройства армии и обязанности военнослужащих. Успех военной реформы наглядно продемонстрировала победа России в ……..………(Северной войне).
4 Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии.
Понятие |
Знал |
Узнал |
Хочу узнать |
|
|
|
|
В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во второй формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.
Рефлексия деятельности
Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Применение такой рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации этого вида рефлексии.
1 В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1 На уроке я работал 2 Своей работой на уроке я 3 Урок для меня показался 4 За урок я 5 Мое настроение 6 Материал урока мне был |
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен |
2 Незаконченная фраза
Я узнал… Мне больше всего удалось… Я чувствовал… Я думал… Я приобрел… Мне показалось важным… |
Было трудно… Урок заставил задуматься… Над этим мне надо еще поработать… Я выбрал эти задания, потому что…
|
3 «Всё у меня в руках!»
На доске крепится плакат с изображением ладони.
Большой палец – «Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать», указательный – «Здесь мне были даны конкретные указания», средний – «Мне здесь совсем не понравилось», безымянный – «Психологическая атмосфера», мизинец – «Мне здесь не хватало…».
Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы.
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Список литературы:
1 Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке / С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011.С.85–86.
2 Запрудский,Н.И. Современные школьные технологии /Н.И.Запрудский.– Минск: Высшая школа, 2003.
3 Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения / С.С. Кашлев. – Минск: Высшая школа, 2005.
4 Селевко,Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Просвещение, 2009.