Развитие у младших школьников представлений о добре, хороших, добрых поступках.
Светлана ГАВРОШ,
воспитатель группы продлённого дня
ГУО «Средняя школа № 3 г. Новогрудка имени В.Г.Гахович»,
Гродненская область
Цель: развитие у младших школьников духовно-нравственных качеств.
Задачи:
– воспитывать чувство доброты, чуткое и доброжелательное отношение к людям, отзывчивость, бескорыстие, стремление совершать добрые дела;
– развивать личную ответственность за свои поступки;
– развивать творческие способности детей, воображение, коммуникативные навыки;
– способствовать сплочению детского коллектива.
Целевая аудитория: учащиеся 1-го класса.
Оборудование: объемное сердца из бумаги, солнце, солнечные лучи, листы для рисования, «волшебный сундучок», оборудование для сценки, звёздочки со словами, пословицы, картинки сказочных героев, видеофрагмент https://cloud.mail.ru/public/nnK7/vmzkK6wJD
Ход мероприятия
1 Организационный момент. Определение темы занятия
Воспитатель. Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть всех вас.
Поприветствовав вас, чего я вам пожелала? (Добра) Конечно, произнося слова «добрый день», «доброе утро», «добрый вечер», мы желаем друг другу добра. Как вы уже, наверное, догадались, сегодня мы поговорим о добре. Я приглашаю вас на занятие, которое называется «Добру пусть откроется сердце». Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Вы чувствуете рядом ладошку своего соседа. Пожмите её легонько и вместе с пожатием передайте своё внимание, тепло, доброту. И каждый пусть почувствует тепло своего соседа. А чтоб нам стало ещё радостнее, давайте включим наши улыбки и споём весёлую песенку.
Дети исполняют песню «Улыбка».
Доброта, как и солнце, обладает чудесной силой. Прикоснётся к нам своими лучами солнышко – и на душе становится теплее. Мне хочется подарить каждому из вас солнечный лучик. Пускай он тоже прикоснётся к вашему сердцу.
2 Основная часть
Воспитатель. В каждом из нас живёт маленькое солнышко. Именно оно раскрашивает окружающий мир яркими разноцветными красками. Волшебная сила добра помогает нам творить чудеса.
У каждого человека свой характер. Как вы думаете, а слова могут иметь свой характер? (Ответы детей)
Говорят, что словом можно больно ранить, а можно и быстро вылечить. Слово «доброта» тоже имеет свой характер. Какой же он? (Ответы детей)
Что вы представляете, когда произносите слово «доброта»? Включите свою фантазию и изобразите это на бумаге.
Работа в группах
Ребята рисуют и размещают рисунки в «открытом сердце».
Анализ рисунков детей.
Вы настоящие волшебники. А чтобы наше сердце ещё больше засветилось от доброты, давайте составим пословицы и поговорки о добре.
Работа в группах
Дети составляют пословицы из слов и объясняют их.
– Жизнь дана на добрые дела.
– Доброе слово и железные ворота открывает.
– Добрые слова дороже богатства.
А сейчас давайте подберём слова, близкие по смыслу к слову «доброта».
Дети называют слова, размещают их на звёздочках вокруг сердца.
Скажите, какой человек обладает этими качествами? (Ответы детей)
Какого человека мы можем назвать добрым? (Ответы детей)
Появляется Фея Вежливости.
Воспитатель. К нам сегодня пришла гостья. Давайте поприветствуем её.
Фея. Здравствуйте, ребята! Я – Фея Вежливости. Я принесла с собой волшебный сундучок с вежливыми словами. Давайте все вместе их повторим.
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут века на свете,
Запомнить их давно пора!
Я буду начинать стихотворение, а вы его заканчивайте.
Растает ледяная глыба
От слова тёплого … (спасибо).
Зазеленеет старый пень
Когда услышит… (добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы … (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече… (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (простите, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят… (до свидания).
А сейчас давайте посмотрим, какой волшебной силой обладают эти слова.
Просмотр видеофрагмента «Волшебное слово» по рассказу В.Осеевой «Волшебное слово».
Фея. В чём же волшебная сила этих слов? (Ответы детей) Если вы научитесь пользоваться этими словами, то и вам, и всем вокруг станет теплее и радостнее.
Физминутка «Добрый – злой»
Воспитатель показывает картинки сказочных героев. Если герой добрый, дети хлопают в ладоши, если злой – приседают.
Воспитатель. Но не только слова должны у вас быть добрыми, но и поступки – такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни вашим родителям, ни друзьям.
Фея. А я хочу рассказать вам о волшебниках. Между прочим, они живут не только в сказках! Каждый добрый человек чуточку волшебник! Разве не волшебство – построить большой и красивый дом с окошками, в которые заглядывают солнечные лучики? Или вырастить замечательный сад? Вокруг нас много волшебников, только нужно внимательно присмотреться к людям. Это и ваши искусницы мамы, и сильные, смелые папы. Да и вы сами. На свете много чудесных дел для вас.
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй.
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!
Воспитатель. Ну что ж, давайте становиться добрыми волшебниками. В жизни приходится сталкиваться с разными сложными ситуациями. Совершить доброе хорошее дело, поступить правильно часто оказывается не так-то просто. Подумайте, как бы вы поступили в следующих ситуациях?
Работа в группах
Дети получают ситуативные задачи, решают, как можно поступить в определенной ситуации.
Ситуация 1
Воспитатель. Кто-то из ваших одноклассников смеётся над вашим другом, обзывает его. Как вы поступите?
1 Будете защищать товарища кулаками.
2 Будете тоже смеяться над другом.
3 Свой вариант.
Ситуация 2
Один из ваших одноклассников взял вашу линейку без разрешения. Что вы сделаете?
1 Будете кричать и попытаетесь отобрать линейку.
2 Скажете учителю.
3 Ударите одноклассника.
4 Попытаетесь объяснить, что чужие вещи брать без разрешения нельзя.
Ситуация 3
Ваш одноклассник специально толкнул вас и свалил с ног. Ваши действия?
1 Заплачете.
2 Пожалуетесь учителю.
3 Ничего не скажете.
4 Свой вариант.
Молодцы, ребята! На самом деле, это совсем не трудно – быть добрым волшебником. Только надо стараться быть очень внимательным и спешить туда, где нужна твоя помощь.
Ученик 1.
Доброе утро! – птицы запели. –
Добрые люди, вставайте с постели!
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идёт по делам!
Ученик 2.
Добрый день! – кричу я вслед
Всем, спешащим на обед.
Ученик 3.
Добрый вечер! – так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
Ученик 4.
Доброй ночи! – молвит тишина.
Каждому из нас она слышна.
Говорит бесшумными словами:
«Спите, я всю ночь останусь с вами!»
Ученик 5.
Нам желают доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь!
Воспитатель. А добрый путь может быть лёгким с доброй весёлой песней!
Дети исполняют песню «Если добрый ты» (Из мультфильма «Кот Леопольд»)
Для того чтобы быть добрым, надо в первую очередь захотеть делать добро. И делать это бескорыстно! Но иногда бывает и так.
Дети показывают инсценировку стихотворения А.Барто «Три очка за старичка».
Три очка за старичка
Автор.
Стоит Лариса у доски,
Девчонка в пышной юбке,
И переводит на очки
Хорошие поступки.
Вся в цифрах классная доска.
Лариса.
За помощь маме – два очка,
За помощь брату-малышу
Очко Никитину пишу,
А Горчакову три очка –
Водил он в гости старичка.
Горчаков.
За это мало трёх очков!
Автор.
Кричит Андрюша Горчаков
И вскакивает с лавки.
Горчаков.
Три очка за старичка?!
Я требую прибавки!
Я с ним провёл почти полдня,
Он полюбить успел меня.
Автор.
Стоит Лариса у доски,
Любовь кладёт на счёты
И переводит на очки
Вниманье и заботы.
А две подружки в стороне
Ворчат, надувши губки:
1-я подружка.
И трёх очков не дали мне
За добрые поступки!
2-я подружка.
И я не этого ждала,
Когда купала братца.
Тогда за добрые дела
Совсем не стоит браться!
Автор.
Стоит Лариса у доски,
Девчонка в пышной юбке,
И переводит на очки
Хорошие поступки.
Ох, даже слушать тяжело,
Не верится, ребята,
Что за сердечное тепло
Нужна кому-то плата.
А если плата вам нужна,
Тогда поступку грош цена!
Анализ стихотворения.
Что хотели дети за свои добрые поступки? (Ответы детей) Можно ли их назвать добрыми? (Ответы детей)
Недаром говорят: «Добро, сделанное втайне, оплатится явно». Делать людям хорошее – хорошеть самому!
А сейчас мы начнём копить добрые дела. Вспомните, какие добрые дела вы совершили сегодня, вчера и назовите их – «положите» в копилку.
Я очень надеюсь, что в сердце каждого из вас загорелся маленький огонёк доброты. Спешите делать добро!
3 Итог занятия. Рефлексия
Воспитатель. Наше мероприятие заканчивается. Что вы хотите сегодня пожелать своим одноклассникам? (Ответы детей)
В начале занятия вы получили солнечные лучики. Напишите на них то, что бы вы хотели дарить каждый день своим родным, друзьям, знакомым и всем людям. Прикрепите лучики к солнышку.
Да здравствуют смелость, азарт, быстрота!
Да здравствуют вежливость и доброта!
Да здравствуют добрые лица!
И пусть, тот, кто злится, стыдится!
Я благодарю всех за активное участие, за добрые умные мысли. Думаю, что все мы стали чуточку добрее. Делитесь своей добротой с другими! И мне хочется пожелать, чтобы каждый день вы совершали хоть маленькое, но доброе дело. И тогда каждый из вас сможет признаться себе в том, что он прожил день не зря. Всего вам доброго!