От музейной педагогики к виртуальным экскурсиям

- 15:12Дошкольное образование. Проекты, Методичка

Наталья Михайловна СЛАВИНСКАЯ,
заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад № 7 Светлогорска»

Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – это область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями». С точки зрения специфики работы в учреждении дошкольного образования национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, формировании личностной культуры. И этот первый шаг наши воспитанники делают в выставочном зале, функционирующем в учреждении. В выставочном зале элементы музейной педагогики интегрируют в себе культурные традиции, образование и воспитание, чем обеспечивают  условия для проявления  творчества детей, родителей и педагогов. А также он способствует решению задач воспитания любви к родному краю и  его природе, формирования предпосылок для ранней социализации воспитанников, расширения взаимодействия с социумом, пропаганды эффективного опыта педагогов.

На практике с момента своего создания выставочный зал позволил создавать и организовывать различные экспозиции развивающей, ознакомительной, творческой направленности. Содержание выставок на доступном дошкольникам уровне несёт образовательную и воспитательную нагрузку, вызывает заинтересованность, развивает познавательную активность, любознательность. На более качественном уровне организуются различные формы работы с детьми: занятия-экскурсии, игровые занятия с элементами творческих заданий, исследовательская деятельность, беседы, игры-викторины, конкурсные программы и, конечно же, экскурсии.  Собран достаточно широкий материал в виде фотовыставок, игровых и дидактических пособий, продуктов ручного творчества, тематических подборок картин в различных изобразительных техниках. Творческой группой педагогов созданы тематические подборки стихов, сказок, загадок для сопровождения экспозиций выставок.

Проанализировав эффективность проведенной работы по ознакомлению дошкольников с народной культурой, опираясь на  принципы музейной педагогики, мы определили следующие составляющие взаимодействия с воспитанниками при организации работы в выставочном зале

Национальная культура. Экспонаты, впервые затрагивающие душу ребёнка, должны по возможности носить черты национальной культуры.

Все виды фольклора. Сказки, песенки, пословицы, поговорки, народные приметы, хороводы и т.д. в работе с воспитанниками в выставочном зале способствуют воспитанию особенных черт национального характера и формированию нравственных ценностей, представлений о доброте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Народные праздники и традиции. Занимают особое место в приобщении детей к народной культуре, так как в них отражаются наблюдения за характерными особенностями времён года, изменениями в живой и неживой природе, социальными явлениями.

Народное декоративно-прикладное искусство. Произведения вызывают эмоциональный отклик, привлекают гармонией, красотой, ритмом, и способны увлечь ребят для реализации увиденного в последующей изодеятельности. (СХЕМА)

Успешность и эффективность данной деятельности напрямую зависит от организации правильной выставочной среды. В первую очередь воспитанников привлекает яркость и эстетичность экспозиций, что, естественно, учитывается в оформлении выставочного зала и отдельных выставок. При отборе экспонатов педагоги руководствуются особенностями восприятия материала дошкольниками разного возраста.

Немаловажное значение имеет динамичность и регулярная сменяемость экспозиций, постоянное внесение новых элементов. Продолжительность каждой выставки определяется в зависимости от её темы. В процессе деятельности выставочного зала появились выставки, которые с одной стороны стали традиционными, потому что проходят ежегодно, а с другой стороны их экспозиции постоянно пополняются новыми интересными экспонатами, созданными воспитанниками, педагогами, родителями в процессе знакомства с её материалами. Пользуются популярностью выставки, приуроченные к любимым праздникам, такие как «Мамины руки творят чудеса», «Писанка – символ солнца и добра», «Новогодний калейдоскоп» и другие.

                         

Опыт педагогической практики показывает, что глубоко и прочно у воспитанников формируются представления, которые усваиваются в интересной деятельности. Именно поэтому каждый участник образовательного процесса (ребёнок, родитель, педагог) может попробовать себя в разных качествах. Любители прекрасного становятся посетителями и ценителями, творческие натуры – авторами отдельных работ и персональных выставок, активные и деятельные личности могут попробовать себя в качестве экскурсоводов. Эта роль особенно нравится  нашим старшим ребятам и для них не составляет труда подготовка и подача текста также и на белорусском языке. Таким образом, активность дошкольников проявляется в практической деятельности и отражает полученные представления, впечатления об окружающем. Воспитанники 5-7 лет с удовольствием сопровождают выставки «Легенда о Шатилках», «З лягендаў i мiфаў далёкiх паданняў», «Край зеленый Беловежье» для сверстников, родителей и гостей учреждения.

Благодаря выставочной деятельности более содержательными и разнообразными стали вечера совместного отдыха, семейные гостиные, занятия «Материнской школы», родительского клуба «Только вместе», творческой мастерской «Веселье и труд рядом живут». Всё это способствует установлению взаимопонимания и доверия с семьями воспитанников, сотрудничеству и сотворчеству в интересах ребенка.

Накопленный опыт помог выйти за пределы учреждения, расширить возможности взаимодействия и сотрудничества с другими учреждениями образования: на выставки приходят не только наши ребята, но и воспитанники других учреждений образования. А самая популярная выставка «Белорусский костюм для любимой куклы» стала передвижной.

Тем не менее, в сегодняшних условиях мы поставили перед собой задачу поиска новых форм работы и расширения возможностей выставочного зала. С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах учреждения дошкольного образования.

Для чего вообще нужны виртуальные экскурсии? 

Начнём с того, что слово экскурсия в переводе с латинского означает посещение какого – либо места или объекта с целью его изучения. У виртуальных экскурсий нет границ и благодаря им успешно реализуется безграничный познавательный интерес современного дошкольника. Их преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.

Виртуальные экскурсии позволяют передавать атмосферу любого места и на деле реализуют принципы наглядности и научности обучения. Мы убедились, что такие экскурсии имеют ряд преимуществ перед традиционными: не покидая здания учреждения можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными далеко за пределами детского сада, города и даже страны. А погодные условия не помешают реализовать намеченные планы.

По форме и содержанию проводятся виртуальные экскурсии  нескольких видов:

  • фотопутешествия (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо героем). Оформляются в виде мультимедийных презентаций на основе программы PowerPoint;
  • видеоэкскурсии, комментариями к которым служат рассказы детей или экскурсовода. Это могут быть как видеозаписи семейного путешествия, так и видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев в глобальной сети Интернет.
  • интерактивное общение с помощью программы Skype, видеосвязи Viber возможности которых используются, например, для знакомства воспитанников с профессиями взрослых – виртуальные экскурсии на рабочие места родителей воспитанников, например, «Я у мамы (папы) на работе»); либо с целью формирования представлений старших дошкольников о школе – виртуальная экскурсия в школу, в процессе которой ребята знакомятся не только с помещениями школы, но и с учителями.

Следует отметить, что виртуальная экскурсия требует значительной подготовки. Определившись с выбором темы, поставив цели и задачи, изучаются экскурсионные объекты, подготавливается дополнительный наглядный материал (фотографии, рисунки, схемы), составляется экскурсионный маршрут на основе видеоряда, определяется техника ведения виртуальной экскурсии, готовится описание экскурсии.

Сопровождающий комментарий (описание) может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода». Составленный в соответствии с этими требованиями текст, представляет собой готовый для «использования» рассказ экскурсовода. Таким образом, воспитатели  в дальнейшем используют этот материал не только в выставочном зале, но и в группе для повторения, закрепления у воспитанников полученных представлений. В настоящее время большинство подготовленных экскурсий  переведены в формат виртуальных. Подробнее познакомиться с их содержанием можно на сайте учреждения svsad7.by.

Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что использование основных принципов музейной педагогики и применение виртуальных экскурсий в частности стимулируют интеллектуальную активность и способствуют развитию психических познавательных процессов детей дошкольного возраста, преодолевают пассивность воспитанников, обогащают социальный опыт, дают возможность использовать его в практической деятельности, что способствует росту достижения детей и их ключевых компетенций.

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий