- Карэкцыйная педагогiка, Метадычка

Речевое развитие через вовлечение в игры

(С описанием игр и их целей)

 

Вероника ПРОТОКОВИЧ,
Анна КУМКО,
учителя-дефектологи
яслей-сада № 42 Гродно

 

 

Каждому педагогу необходимо постоянно развиваться, находить новые и интересные подходы в своей деятельности, быть креативным, творческим и целеустремленным, трудиться над повышением своего профессионального мастерства.

 

Но если этот педагог по специальности учитель-дефектолог, тогда особенно важно быть творцом и изобретателем, искать такие способы и средства, которые помогут не только достичь высоких результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми, но и сделать сам процесс работы с ними занимательным, непринужденным и легким. Именно поэтому в своей работе хочется всегда изобретать что-то новое, нестандартное, «неизбитое», отвечающее запросам и интересам детей, реалиям современности.

Чтобы научить ребенка говорить правильно и красиво, нужно проводить систематическую кропотливую работу. Дети с речевыми нарушениями часто отстают от своих сверстников в физическом развитии, отличаются слабостью движений, психической истощаемостью, возбудимостью или замкнутостью, повышенной раздражительностью. Нарушения общей и речевой моторики вызывает у них быстрое утомление при нагрузках на занятиях. Этим детям необходимо больше времени на выполнение заданий, чем их сверстникам с соответствующим возрасту уровнем речевого развития.

Доступным эффективным решением данной проблемы является вовлечение детей в игровую деятельность. В игре совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребёнка, углубляются его познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление и речь. Применение игр и игровых приёмов на разных этапах коррекционной работы имеет большое теоретическое и практическое значение. Именно игры дают нам возможность проводить работу по коррекции речевых нарушений более живо и интересно, а значит, и достичь максимально возможного результата.

Работая учителями-дефектологами в пункте коррекционно-педагогической помощи, мы видим, что самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются различные виды нарушений звукопроизношения. Поэтому чаще всего приходится работать над постановкой и автоматизацией звуков речи. Эти процессы проходят достаточно медленно и требуют определенных условий. Так мы стали придумывать и разрабатывать разнообразные игры, направленные именно на коррекцию этого речевого недостатка. При этом важно было сделать игру уникально занимательной, активизирующей у ребенка быстрый интерес и желание играть, позволяющей грамотно и результативно организовать коррекционно-развивающую деятельность.

В практике учителя-дефектолога используется большое разнообразие игр, направленных на коррекцию звукопроизношения. Но наши игры привлекают внимание яркостью, новизной, современностью и неординарностью. Например, при разработке сенсорного планшета мы использовали такой материал, как глицерин, блестки, пленку для ламинирования. В итоге, из простых материалов мы получили интересное пособие, напоминающее детям их любимые современные игрушки, такие как слайм, шариковый пластилин. К этим пособиям мы добавили современных героев из популярных мультфильмов, чем сумели разбудить у ребенка еще больший интерес.

В каждой предложенной нами игре есть свое направление. Так, игры с фонариком уникальны своим сюрпризным моментом, удовлетворяют пытливость детей, желание узнать, что спряталось внутри предмета. Игры с брадсами привлекают детей своими вращающимися элементами. В этих играх, помимо задачи со звукопроизношением, реализуются одновременно задачи по развитию мелкой моторики, внимания, логического мышления. Стоит отметить, что наши воспитанники так увлеклись, что стали самостоятельно с помощью родителей изготавливать игры в дома. Это дает малышам возможность проявить фантазию, к тому же, игра, сделанная своими руками, имеет особую ценность.

Мы считаем, что замена однообразных игровых упражнений предложенными играми способствует ускоренному и более качественному усвоению материала, что подтверждается высокими результатами наших воспитанников.

 

Игры с фонариком

 

  1. «Что проглотил бегемот?»

Цель: автоматизация звука [л] в предложении.

Ход игры: Ребенок светит фонариком на живот бегемота, видит там изображение предмета и отвечает полным предложением, какой предмет находится в животе бегемота. Например, «бегемот проглотил булавку».

 

 

 

  1. «Что в посылке?»

Цель: автоматизация звука [c] в словах, словосочетаниях, предложениях.

Ход игры: Перед ребенком разложены “посылки”, он светит фонариком на посылку, видит там изображение предметов или вещей, и называет их. Задания постепенно можно усложнять. Сначала ребенок произносит сам название предмета (так мы автоматизируем звук в слове), затем можно называть в словосочетаниях, например, «в посылке маска». Далее можно добавить героя и составлять предложения. Например, «Соне прислали в посылке маску» и т.д.

 

  1. «Подарок»

Цель: автоматизация звука [р], [р′] в словах, словосочетаниях, предложениях. Дифференциация звуков [р] и [р′] в словах, словосочетаниях, предложениях.

Ход игры: Ребенок светит фонариком на подарок, видит изображение и называет его. Далее игра усложняется, ребенку необходимо строить словосочетания и предложения. Если ребенок справляется, можно начинать дифференциацию звуков – добавить героев Риту и Рому и предложить определить, какой звук в слове, твердый или мягкий, соотнести с героем. При этом ребенок строит предложение самостоятельно и контролирует произношение звуков.

 

Игры с предметами

 

  1. «Что под камушком»

Цель: автоматизация звука [ш] в словах, словосочетаниях.

Ход игры: Перед ребенком песочное поле с камушками марблс. Ребенок поднимает камушек и называет предмет.

 

  1. «Что под ракушкой»

Цель: автоматизация звука [р] в словах, словосочетаниях.

Ход игры: Перед ребенком морское поле с  ракушками. Ребенок поднимает ракушку и называет изображенный предмет.

 

  1. «Что под шапкой»

Цель: автоматизация звука [ш] в словах, словосочетаниях.

Ход игры: Перед ребенком поле с предметами под шапками. Ребенок поднимает шапку и называет изображенный предмет.

 

 

 

 

  1. «Что в банке?»

Цель: автоматизация звуков в словосочетаниях и предложениях.

Ход игры: Ребенок берет предметы и кладет по одному в банку. При этом ему необходимо не только выделить заданный звук, но и посчитать эти предметы. Например, одна груШа, две груШи… пять груШ.

 

 

 

Игры с брадсами

 

  1. «Божья коровка Мила»

Цель: автоматизация звука [л] в словах, словосочетаниях.

Ход игры: Перед ребенком на столе – «божьи коровки», ему дается инструкция расправить крылышки и назвать изображенный под ними предмет. Можно называть только предмет или усложнить словосочетанием, например, «у Милы лото».

 

 

 

  1. «Лунтик»

Цель: автоматизация звука [л] в словах, словосочетаниях и предложениях.

Ход игры: Перед ребенком на столе –  вращающиеся круги с частями предметов. Ему предлагается соединить части в целое, правильно назвать все предметы. Можно усложнить задачу, предложив ребенку составить предложение. Например: «Лунтик шёл, шёл и полотенце нашёл» и т.п.

 

СЕНСОРНЫЕ ПЛАНШЕТЫ

Цель: автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Ход игры: Перед ребенком на столе – сенсорный планшет, внутри которого находится глицерин. Задача ребенка – помочь кукле Лол лопнуть пузыри. Он нажимает пальчиками на пузырьки и проговаривает слоги.

Сенсорные планшеты с глицериновым наполнителем.

Поделиться ссылкой:

Пакінуць адказ