«Радость общения». Тренинговое занятие по развитию эффективного взаимодействия родителей и детей

- 12:39Психологическая помощь

 

 

Руководители семейного клуба «Радость воспитания»
средней школы № 14 Мозыря

Екатерина СЕМЕНОВА,
педагог-психолог
Наталья ЗАГОРОВСКАЯ,
педагог социальный

 

 

Многие родители хотели бы иметь один универсальный «волшебный» рецепт воспитания умных, общительных и успешных детей, однако такого рецепта не существует. Весь секрет успеха воспитания заключается в том, чтобы отношения между родителями и детьми были гармоничными и дружескими: когда дети прислушиваются и уважают мнение родителей, а родители – учитывают интересы и потребности своих детей. Несложные игры и упражнения способствуют развитию эффективного взаимодействия и гармонизации детско-родительских отношений.

     Цель: создание условий для сотрудничества детей и родителей в игровой ситуации с целью обучения взрослых эффективным способам общения с ребенком в сфере гармонизации детско-родительских отношений.

     Участники: группа родителей с детьми младшего школьного возраста (5–7 пар), педагог-психолог, педагог социальный.

     Оборудование: цветные карандаши, лист бумаги, ручки для каждого участника, мешочек с конфетами, микрофон, мультиборд, колокольчик для обозначения начала и окончания задания.

     Подготовительная работа: изготовление открыток, изготовление карточек с буквами «Д» и «Р», подбор музыкального сопровождения.

     Время проведения: 60–75 минут.

 

Ход занятия


     1. Организационный момент

Родители с детьми заходят в кабинет. Каждая пара (родитель + ребенок) рассаживается на подготовленные места. На мультиборде транслируются музыкальные ролики о семейных ценностях.

     2. Вводная часть

– Здравствуйте, уважаемые участники нашей встречи. Рады видеть вас на заседании семейного клуба. Тема нашей встречи – «Радость общения», и выбрана она неслучайно, так как одной из задач работы нашего клуба является гармонизация детско-родительских отношений, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросе воспитания детей. Мы очень надеемся, что после сегодняшней встречи воспитание детей будет приносить вам еще больше радости.

     3. Упражнение-знакомство «Хвасталки».

Каждая пара (родитель + ребенок) представляет друг друга: «Это мой ребенок, его зовут … и он самый…» (каждый родитель должен 3–5 позитивными прилагательными охарактеризовать ребенка, а ребенок – родителя). После представления каждой пары остальные участники аплодируют выступающей команде.

Блиц-опрос: «Какие чувства Вы испытывали, когда хвалили ребенка (родителя)?», «Когда хвалили Вас?».

     4. Упражнение «Мешок с конфетами»

Педагог пускает мешочек по кругу и предлагает участникам взять нужное им количество того, что находится внутри, но не показывать другим участникам то, что ты достал из мешка (конфеты). Как только мешок побывал у всех участников, педагог разрешает выложить на стол то, что у них в руках. Затем подсчитывается количество конфет у каждой пары.

Участникам предлагается назвать столько фактов о своей семье, сколько конфет у них на столе. На обсуждение дается несколько минут.

     5. Упражнение «Похожести»

Ребенок говорит родителю фразу, начинающуюся со слов: «Я похож на тебя тем, что…». Родитель отвечает ему фразой, начинающейся со слов: «Ты отличаешься от меня тем, что…». После этого родитель и ребенок меняются ролями.

По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было делать легко, что трудно, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия.

     6. Упражнение «Репортер»

Педагог просит детей подойти к нему и присесть на заранее приготовленные стулья, расположенные напротив родителей. Детям говорится следующее: «Представьте себе, что сейчас по телевизору выступают ваши мамы (папы) и репортер задает им вопросы о детях, то есть о вас. Я буду репортером, а в роли своих родителей будете выступать вы. Попробуйте ответить на мои вопросы о себе так, как бы отвечала ваша мама или папа».

Для ввода в роль ребенку задаются вопросы:

  • Как вас зовут?
  • Сколько вам лет?
  • Кем и где работаете?

Затем задаются вопросы о ребенке:

  • Скажите, у вас есть ребенок?
  • Как его зовут?
  • Расскажите, какой у вас ребенок?
  • Как Вы считаете, если ребенок провинился, нужно ли его наказать?
  • Как часто нужно хвалить ребенка?
  • Представьте, что Вас сейчас видит ребенок, что бы Вы ему сказали?

 

В роли опрашиваемого должен побывать каждый ребенок, ребята дают ответы в микрофон. После того как все интервью прослушаны, проводится короткое обсуждение упражнения с родителями и детьми.

     7. Упражнение «Кто должен»

Каждой паре участников раздается по 2 карточки, на которых изображены буквы «Д» (дети) и «Р» (родители). Ведущий просит участников (родитель + ребенок) встать спиной друг другу и, не глядя друг на друга, отвечать на вопросы поднятием карточки. Если ответ «родители», необходимо поднять карточку с буквой «Р», если «дети» – карточку с буквой «Д», если и «родители», и «дети» поднять 2 карточки.

Список вопросов:

  • Кто должен убирать в квартире?
  • Кто должен мыть посуду?
  • Кто должен следить за порядком на письменном столе ребенка?
  • Кто должен собирать портфель?
  • Кто несет ответствеенность за выполнение домашних заданий?
  • Кто должен придумывать семейное развлечение?
  • Кто должен заботиться о членах семьи?
  • Кто должен приглашать гостей на детский день рождения?
  • Кто главный в семье?

Обсуждение и рекомендации педагогога-психолога.

    8. Упражнение«Это обо мне»

За несколько дней до проведения мероприятия дети готовят открытки . На шаблоне с изображением цветка дети пишут 5–7 фактов (пожелания, мечты, привычки, черты характера и др.) о родителе, который будет присутствовать на мероприятии. Затем детям предлагается ярко и красочно оформить открытки.

На заседании ведущий зачитывает информацию с открытки, родители должны догадаться, какая открытка принадлежит их ребенку, обьяснить свой выбор. После дети вручают родителям открытки на память.

     9. Рефлексия

В заключение мне хотелось бы узнать ваше мнение о нашей встрече. Закончите, пожалуйста, предложения:

  • Сегодня я узнал (а) …
  • Меня удивило …
  • Сегодня меня расстроило …
  • Сегодняшняя встреча была полезна …
  • Какие у вас есть пожелания по работе семейного клуба 

     10. Заключительное слово

Цените свою семью, берегите её, потому что именно семья нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Семья – это ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой – приспособить к жизни в обществе. Мы желаем вам любви, душевной теплоты, успехов в воспитании, чтобы ваши дети всегда вас понимали.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий