Система мониторинга реализации прав детей с инвалидностью

- 12:13МИНСК, Регионы

 

Благотворительное общественное объединение «Мир без границ» совместно с представителями министерств и ведомств Беларуси разработало систему мониторинга реализации прав детей с инвалидностью, которые проживают в домах-интернатах.

Задачи системы мониторинга: понять, как права ребенка осуществляются в его повседневной жизни, определить проблемные вопросы и пути их решения. Система разрабатывалась в рамках проекта «Знать, чтобы помогать», направленного на поддержку детей с инвалидностью и реализацию их прав.

В основе системы мониторинга – ключевые права и принципы, которые определяют жизнь ребенка: право на здоровье, на образование, на семью, на идентичность, на личную жизнь, на защиту от насилия, право быть услышанным и говорить, а также принцип равенства. При составлении системы эксперты в равной степени руководствовались национальным законодательством и международными документами, ратифицированными Беларусью.

– Система мониторинга опирается на стандарты, нормы и принципы, изложенные в Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов. Однако следует отметить, что факт ратификации конвенций, так же как и существование правовой основы в принципе, не гарантирует, что предоставляемые права, льготы и комплекс услуг будут адаптированы к потребностям и возможностям каждого ребёнка с инвалидностью в доме-интернате. Поэтому возникла необходимость создать независимый национальный механизм контроля, который будет помогать соблюдению прав детей с инвалидностью, улучшать их уровень жизни, повышать правовую грамотность сотрудников домов-интернатов и их воспитанников, – отмечает Алексей Ананенко, председатель БОО «Мир без границ».

В 2020 году система мониторинга была апробирована в Городищенском доме-интернате для детей-инвалидов. Детям задавались простые, на первый взгляд, вопросы: «Как тебя зовут?», «С кем ты дружишь?», «Как зовут твоих друзей?». Эти вопросы позволили понять, знает ли ребенок свое имя, соответственно, как его называют воспитатели, а также в какой степени ребенок общается со сверстниками. Помимо опроса сотрудников и детей, основной этап мониторинга включал наблюдение и анализ документов. Заключительный этап – подготовка рекомендаций.

В разработке системы мониторинга принимали участие специалисты Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, Министерства здравоохранения, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, представители местных исполнительных и распорядительных органов, зарубежные и белорусские эксперты. Проводились регулярные консультации, а также промежуточная оценка рабочей версии инструментария с целью уточнения ясности критериев оценки, корректности разработанных методов и формирования единого межведомственного подхода.

Валентин ЧЕРНЯКЕВИЧ,
ведущий специалист БОО “Мир без границ”

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий