Юлия УРОНИЧ,
учитель хореографии,
Марина ОМЕЛЬЧЕНКО,
концертмейстер
ГУО «Гимназия № 6 Гродно»
«Научите моего ребенка танцевать!» – такую фразу часто произносят мамы и папы, которые впервые за руку приводят малышей в хореографический класс. И вот перед тобой – не одна пара любопытных и в то же время немного испуганных глаз, в которых читается вопрос: «А что со мной будут делать?». В свою очередь мы, педагоги, задаем себе другой вопрос: как сделать так, чтобы не вспугнуть, а вызвать интерес к очень непростому, требующему очень много сил и терпения искусству под названием «хореография» у этих ребят?
Уроки танцев у первоклассников начинаются со знакомства с педагогами – хореографом и концертмейстером. Насколько оно будет удачным, зависит именно от них. «Влюбить в себя»– так можно обозначить их задачу на первом занятии. И на этом этапе на помощь приходит ритмопластика – универсальное сочетание поэзии и движения под музыкальное сопровождение. Этот метод можно использовать в качестве игрового и на начальном этапе обучения с детьми 6–7 лет.Смысл его прост: выбираем простые, легкие для запоминания четверостишия известных детских поэтов (А.Барто, С.Маршак и др.)и проучиваем основные (базовые) движения, проговаривая чётко каждую фразу.
Примеры танцевальных комбинаций
«Ладошка»
Раз ладошка, два ладошка.
(поочередно перед собой показываем ладошки)
Сложим ручки в кулачки,
(один за другим сжимаем кулачки)
Подбоченимся немножко
(поочередно ставим руки на пояс)
И запляшем от души.
(делаем два приседания).
Топ ногою, топ другою –
(делаем удар правой ногой, удар левой ногой)
Наши ножки хороши!
(дробный топающий шаг с приседанием)
Вместе дружно повернемся,
(поднимаемся на полупальцы и делаем поворот)
Ну-ка, с нами попляши!
(делаем два хлопка, затем наклон корпуса вперед приглашая танцевать).
«Самолет»
Самолет построим сами,
(ручки поднимаем вперед, вверх, в сторону, повторяем два раза)
Понесемся над лесами,
(ручки во второй позиции, делаем выпады поочередно сначала вправо, затем влево)
Понесемся над лесами,
(произвольное хаотичное движение по залу, ручки во второй позиции)
А потом вернемся к маме.
(возвращаемся на свои исходные позиции).
«Кораблик»
Матросская шапка,
(удар правой ногой,правая рука приставляется к виску)
Верёвка в руке,
(правая рука опускается во вторую позицию, левая ложится сверху.)
Тяну я кораблик
(выпад в правую сторону и делаем движения на себя)
По быстрой реке.
(двигаемся, будто тянем кораблик)
И скачут лягушки
(руки открываются поочередно то во вторую позицию, то в первую)
За мной по пятам.
(присесть и подпрыгнуть)
И просят меня:
– Прокати, капитан!
(потянуться высоко на носочках и помахать рукой).
«Считалочка»
Раз, два (два высоких шага) – острова (круговые движения рук),
Три, четыре (два высоких шага) – мы приплыли (имитация плывущего),
Пять, шесть (два высоких шага) – сходим здесь (показ ладонями рук),
Семь, восемь (два высоких шага) – сколько сосен (попеременно поднять руку вверх),
Девять, десять (два высоких шага) – мы в пути (пальцами показать попеременно вперед),
До-счи-тай до де-ся-ти! (два высоких шага, руки поочередно опускаем вдоль корпуса).
Выполнение движений вместе с проговариванием стихотворных фраз, имеющих свой четкий ритм, мощно активизирует мозговую деятельность ребенка. В этот момент задействованы центры памяти, речи, внимания и слуха, что, в свою очередь, способствует развитию четких двигательных способностей. Вместе с этим, конечно же, начинается активный процесс развития музыкальной памяти и слуха, воображения, а также формирование артистических навыков.
Немаловажную роль при таком методе обучения играет тщательный подбор музыкального сопровождения. Поскольку память и внимание детей 6–7 лет еще не устойчивы, для лучшего восприятия и запоминания на слух лучше выбирать мелодии с простым и четким ритмом, в основе которых лежат короткие музыкальные фразы и предложения в размере 2/4 и 4/4. Это могут быть любые народные мелодии, потешки, песенки из мультфильмов, знакомые детям. Образы любимых героев побуждают ребенка к подражанию их поведению, мимике и жестам, но вместе с тем каждый из них в силу своих психофизических способностей добавляет что-то свое в этот образ. В результате такой творческой совместной работы, мы формируем знания в области хореографического искусства,развиваем творческие, нравственно-эстетические, духовные и физические качества у детей младшего школьного возраста, а также желание овладеть предлагаемым учебным материалом без усилия с их стороны, принося радость и удовлетворение.