В средней школе № 1 г. п. Корма прошел фестиваль открытых уроков «Метапредметный урок: идеи, поиск, творчество» с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования у учащихся метапредметной компетентности на учебных занятиях.
Что такое метапредметный урок? В чем его принципиальное отличие от урока традиционного? Как разработать урок, способствующий развитию у учащихся метапредметных умений? Эти вопросы сегодня активно обсуждаются в педагогической среде. Поиску ответов на них способствует организация взаимодействия учителей в ходе различных методических мероприятий.
Для качественной подготовки мероприятия методическим советом школы была проведена подготовительная работа: проведено информационно-консультативное заседание, на котором учителям был разъяснен порядок, сроки проведения фестиваля, а также составлен график проведения уроков.
В «Фестивале открытых уроков» приняли участие 27 педагогов. Стаж работы и уровень квалификации учителей, участвовавших в фестивале, разнообразны. Для полноценной реализации методики подготовки и проведения метапредметного урока учителя применяли образовательные технологии, обеспечивающие возможности самостоятельной познавательной деятельности в современной информационной образовательной среде, развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Формы проведения урока, методы, приемы, виды организации деятельности учащихся, были выбраны учителями в соответствии с возрастными особенностями детей, темами уроков, их типом и местом в системе уроков по данной теме. Все это способствовало высокой активности учащихся, их интересу к происходящему на уроке, слаженной совместной работе и привело к успешному достижению целей, поставленных в начале каждого урока. Умело организованная деятельность в начале урока приводила детей к самостоятельной формулировке задач каждого урока. На всех уроках отмечено наличие проблемных и учебных вопросов, которые способствовали развитию познавательной активности учащихся и формированию метапредметных и универсальных учебных действий.
Метапредметный подход предполагает, что учащийся не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. В рамках метапредметного подхода в обучении учащиеся становятся мобильными, так как они овладевают универсальными учебными действиями, которые могут применить в любой незнакомой ситуации. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у школьников целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Из этого вытекает необходимость использования метапредметных и межпредметных связей в обучении.
«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать», – говорил Антуан де Сент-Экзюпери. Именно эту задачу – научить постигать окружающий мир – позволяет решить метапредметный подход к обучению в современной школе.
Ирина ХРОМЕНКОВА,
заместитель директора,
Татьяна ЛЕВОНЕНКО,
учитель математики и информатики,
руководитель школьного методического объединения
учителей математики, физики и информатики
средней школы № 1 г. п. Корма