Лидия УРБАНОВИЧ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 8 г. Лиды»,
Гродненская область
Время, неумолимо двигаясь вперед, вносит свои изменения в действительность. Школа и образовательный процесс всегда находятся на острие этих изменений. Поэтому предложение участвовать в инновационном проекте «Внедрение модели психолого-педагогического сопровождения обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на I ступени общего среднего образования» меня как педагога, стремящегося к профессиональному росту, не могло оставить равнодушной.
Не секрет, что в современном мире живое общение с книгой в целом и печатным словом в частности уходит на второй план. Есть дети, которые не любят читать, есть те, которые любят читать, но читают бегло, невнимательно, не понимая глубины содержания. Поэтому главной моей задачей в работе стало создание такой образовательной среды, которая формировала бы и развивала у учащихся читательские компетенции. Поэтому в работе над проектом наибольший интерес у меня вызвала технология многомерного чтения.
Одним из ключевых признаков этой технологии является медленное, неторопливое чтение – чтение в степени N. Это такое чтение, которое приобретает характер надсистемного, нескучного, нестандартного, настоящего чтения. Работа над текстом предполагает не проверку степени знаний и памяти учащихся, а формирование у них критического мышления, креативности, коммуникативных умений, умений взаимодействовать, а также развитие читательской грамотности.
Технология многомерного чтения научила меня работать над текстом по-новому, а значит и по-новому мыслить, создавать новые нестандартные задания.
В результате на уроках литературы стали популярными задания исследовательского характера, творческой и практической направленности. Например, читая произведение Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», ребята проводят опыты и эксперименты: конструируют корзину для воздушного шара, учитывая то, что «каждый коротышка был размером с небольшой огурец»; делают вычисления и чертежи по данным, которые предоставляет автор произведения; вычисляют размер тени от корзины. Таким образом, учащиеся получают возможность раскрывать тайны, спрятанные между строк, и получать ответы на необычные вопросы. Среди них есть и такие: «Может ли быть небо под ногами?», «Могла ли корзина с коротышками подняться выше облаков?». Такое надсистемное и нескучное чтение развивает критическое мышление, учит устанавливать причинно-следственные связи между идеями и фактами. Наряду с этим ребята приняли участие в создании буктрейлера, проявив свое творчество, фантазию, нестандартное видение обычных явлений.
Одним из наиболее увлекательных видов работы ребята считают решение и составление кроссенсов, в которых зашифрованы имена литературных героев, названия стран, животных и многое другое. Основной смысл кроссенса – это загадка, головоломка, ассоциативная цепочка в виде изображений. Этим он и интересен учащимся. Для разгадки кроссенса от ребят требуется внимательное погружение в текст, необходимость ощутить важность каждого слова.
С целью формирования читательской грамотности учащихся мною широко применяется технология шестиугольного или гексагонального обучения. Гекс – правильный шестиугольник. С помощью карточек-гексов можно выложить цепочку таким образом, чтобы образовалась смысловая связь между расположенными рядом карточками. Гексы могут располагаться гроздью или образовывать ответвления. Например, выбираю гексы со словами или фразами, размещаю их в произвольном порядке на доске и предлагаю учащимся подумать, как могут быть связаны эти понятия между собой, и расположить карточки в соответствующем порядке. Составление цепочки может начинаться с любого гекса, к которому последовательно добавляются все остальные.
Например, при изучении произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» учащиеся получают задание связать понятия и составить гексагональное поле. Для этого им предлагаются слова «Знайка», «Незнайка», «хвастун», «профессор», «фантазёр», «очки», «воздушный шар» и пословицы «Мало хотеть, надо уметь», «Терпение и труд всё перетрут». На свободных гексах ребята должны написать свои фразы или советы. Результатом такой работы учащихся является составление рассказа по гексам.
Такое непривычное и нескучное чтение помогает рождать новые необычные идеи, отойти от традиционных схем, а значит развивать креативность.
Немаловажная роль в технологии многомерного чтения мною отводится заданиям для индивидуальной и дифференцированной работы, а также работе в группах и в парах. С этой целью был создан классный блог «Ученый кот», где ребята получают возможность ознакомиться с некоторыми заданиями, на онлайн-стикерах оставить свой отзыв, написать совет или письмо литературным героям, дать ответ на проблемный или открытый вопрос. Так, после прочтения стихотворения С.Маршака «Кот и лодыри» мною было предложено порассуждать на тему «Лень – это хорошо или плохо». Ребята и хвалили, и ругали лень, аргументируя и доказывая свои предположения и выводы. Подобные интеллектуальные провокации учат грамотно строить речевые высказывания в устной и письменной речи, помогают овладеть навыками общения и коллективного обсуждения проблемы, развивают внимательного читателя.
По моему убеждению, технология многомерного чтения способствует развитию креативности и критического мышления, коммуникативно-речевых навыков и словарного запаса учащихся. Она учит работать в команде и взаимодействовать, нести ответственность за свою работу. А значит, повышает учебную мотивацию, формирует внимательного читателя и успешного учащегося. Благодаря такому новаторскому, неограниченному, необъятному, а значит, современному и многомерному чтению сегодня с уверенностью могу сказать: «Дети, которые читают, в будущем станут взрослыми, которые думают». Именно эти слова можно считать основой моего педагогического опыта, который я приобрела благодаря работе в инновационном проекте.
Список использованных источников
1 (Коварное маковое поле): пособие для учителя: 2 класс / С.И.Гин и [др.]. – Гомель, 2018. – С. 1–2.
2 (Что рассказали ушаны): пособие для учителя: 3 класс / С.И.Гин и [др.]. – Гомель, 2019. – С. 1–2.
3 (Я стерегу…): пособие для учителя: 4 класс / С.И.Гин и [др.]. – Гомель, 2019. – С. 1–2.