- Замежная мова. Iдэi, Метадычка

Интеллектуальный тимбилдинг на уроках немецкого языка как способ развития коммуникативных компетенций учащихся

 

Ольга КОЖЕМЯКИНА,
учитель немецкого языка
ГУО «Чаусская областная средняя школа»,
Могилевская область

 

Быть командой не значит быть вместе.
Это значит действовать как команда.
Рокс Юксби

 

Сплочённость и взаимопонимание, готовность оказать помощь друг другу – ценности, которыми должны владеть учащиеся в современном мире.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативных компетенций, обучение практическому овладению языком. Диалог, живое общение являются тем фундаментом, на котором должны расти и развиваться учащиеся. В связи с этим актуальным становится внедрение в учебный процесс приёмов тимбилдинга.

Интеллектуальный тимбилдинг – грамотное сочетание командной и индивидуальной работы, объединенной единой целью, направленной на развитие чувства ответственности за коллектив, повышению скорости реакции, он учит объективно оценивать себя и других.  

Основные принципы тимбилдинга:

1) Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:

– единой цели, которую можно достичь только сообща;

– распределенных внутригрупповых ролей, функций;

– единого учебного материала, общих ресурсов;

– одного поощрения на всех.

2) Личная ответственность каждого – каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.

3) Равная доля участия каждого члена группы.

Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.

4) Рефлексия – обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования

Урок иностранного языка необходимо организовать так, чтобы он стал уроком живого общения, способствовал развитию и совершенствованию коммуникативных умений. Современные УМК по немецкому языку создают благоприятные условия для активного использования тимбилдинга.

Коммуникативные задания для работы в группах могут быть самые разнообразные: перевести и инсценировать рассказ, подготовить презентацию; составить загадки и кроссворды по изученным темам; изготовить фотоколлажи «Моя школа», «Достопримечательности Беларуси и Германии», анализ характеристики героя, совместная работа по проекту, знакомство с новым грамматическим материалом, проверка домашнего задания и др.

Следует отметить, что упражнения тимбилдинга построены так, что участник не может сделать их в одиночку. Обязательна работа в команде. Учащихся необходимо объединить в небольшие группы (по 3–4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика в выполнении этого задания. Так возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы но, что особенно важно, за результат всей группы. Выполняя групповое задание, каждый ученик подвергается контролю со стороны своих товарищей, что помогает предупредить возникновение ошибок.

Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс.

Например, 7-й класс работает над темой «Берлин – столица Германии». Первая группа работает над темой «История города», вторая – над темой «Достопримечательности Берлина», третья – над темой «Известные люди». При этом работа в группе начинается с выполнения индивидуальных заданий. Все учащиеся получают аналогичные задания и выполняют их самостоятельно. Можно предложить соотнести картинку и текст, повторив таким образом лексику по изучаемой теме. После этого следует работа в парах. Например, один из учащихся диктует слово, другой его записывает. После они меняются местами, проверяя правильность написания друг у друга. В паре можно задавать поочередно вопросы с использованием изученной лексики. Далее две пары объединяются и работа продолжается в группе, где уже происходит обсуждение идей работы над общей темой.

В результате совместной работы достигается усвоение социокультурных знаний о городе в полном объеме. В процессе работы группы общаются между собой, участвуют в коллективном обсуждении, задают вопросы друг другу. Такой урок направлен на речевую практику, коммуникативную деятельность.

Преимуществом применения на уроках тимбилдинга является возможность использования разноуровневого подхода к обучению, создание ситуации успеха для каждого ученика, интенсификация учебного процесса, развитие творческих способностей. В итоге повышается мотивация учащихся, что влияет на результативность.

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий