Ольга БУРЬЯКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Козенский ясли-сад № 1 Мозырского района»,
Гомельская область
olga.iskova.86@mail.ru
mozsadkoz1@mail.gomel.by
Для того чтобы помочь малышам научиться говорить правильно, мною подобран интересный комплекс игровых упражнений. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.
Упражнения для закрепления изолированного звука
«Звуковые дорожки». Используем рисунки – посади бабочку на цветок, произнося ж-ж-ж-ж-ж; дай косточку щенку – р-р-р-р-р; дай белочке орешки; мышке – сыр. Одна дорожка может быть ровная и, идя по ней, звук нужно произносить спокойным, негромким голосом. Другая дорожка ведёт по кочкам, и звук произносится то громко, то тихо. Третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути звук произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.
Упражнения для привлечения интереса детей при работе над слогами
«Игра на пианино». Имитируя игру на пианино, ребёнок ударяет по очереди каждым пальчиком по столу и проговаривает заданный слог 5 раз: РА-РА-РА-РА-РА, РО-РО-РО-РО-РО. А затем все 5 «песенок» – слогов ребенок «играет на пианино» вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.
«Цветочек». Слоги и слова проговариваются с разгибанием и сгибанием пальчиков – «лепестки раскрываются и закрываются».
«Гномики дразнятся». Перед ребенком фигурки с гномиками, у которых на лицах изображены разные эмоции. Веселый гномик говорит весело – АША-ША-ША, грустный – ОШО-ШО-ШО, сердитый – УШУ-ШУ-ШУ, обиженный – ИШИ-ШИ-ШИ. Ребенок повторяет за гномиками слоги с разной интонацией.
«Слоговые кубики». Перед ребенком два кубика: один со сторонами, к которым прикреплены слоги, другой с цифрами или точками. Ребенок одновременно кидает два кубика. Затем проговаривает выпавший слог столько раз, сколько точек выпало на числовом кубике.
На этапе автоматизации звука в словах занятия становятся значительно разнообразнее за счёт использования наглядного материала.
Например, игра «Снеговик», где «Снеговик» – это снежный внук Деда Мороза. Как ты думаешь, что он ест? А ещё он любит «вкусные» снежинки. Давай накормим его. Но это не просто, посмотри, что нарисовано на снежинках. Произнеси слова, чётко выделяя звук [c].
«Живые предложения». Дети становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными» (согласованными), в конце предложения нужно ставить знак – точку, восклицательный или вопросительный знаки. Дети запоминают жестовый показ знаков: сжатый кулачок – точка, на кулачок ставится прямая рука – восклицательный знак, на кулачок ставится рука, изогнутая в форме вопроса – вопросительный знак. Закрепляется правильное произношение звуков, и проводится работа по профилактике дисграфии.