Наталья БОЙКО,
руководитель физического воспитания,
педагог дополнительного образования,
руководитель кружка «Весёлая палитра»
ГУО «Ясли-сад № 2 г. Свислочи»
Тема: «Одуванчики»
Цель: развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования
Задачи:
– формировать умение использовать новые техники: рисование картонной втулкой, рисование зубочисткой;
– продолжать формировать умение рисовать крышечкой от пластиковой бутылки и ватной палочкой;
– закреплять умение использовать технику набрызг зубной щеткой;
– продолжать формировать умение отображать характерные признаки предметов;
– развивать зрительное восприятие, воображение;
– развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами, изобразительными техниками;
– развивать позитивное отношение к рисованию;
– воспитывать эстетический вкус, аккуратность при работе с красками.
Предварительная работа:
– рассматривание одуванчиков на прогулке, иллюстраций с изображением одуванчика в стадии желтой корзинки и в стадии плода – семянки с белым хохолком;
– картонные втулки (от бумажных полотенец или туалетной бумаги) разрезать в виде бахромы, отступив от края примерно 5 см.
Оборудование:
– образец рисунка с одуванчиками,
– магнитная доска,
– магниты.
Материалы:
– альбомный лист формата А4, заранее затонированный синей или зеленой краской (можно воспользоваться листом цветной бумаги в тех же тонах);
– кисточка № 1;
– стаканчик-непроливайка с водой;
– картонная втулка с нарезной бахромой по краю;
– ватная палочка;
– зубочистка;
– крышечка от пластиковой бутылки;
– гуашь белого цвета;
– зубная щетка;
– палитра или ее заменитель;
– пластиковая ложечка;
– клеенка;
– бумажные и влажные салфетки.
Ход занятия
I Вводная часть
1 Познавательная беседа
Рассказать детям про одуванчик, что он растет на поле, на лугу, да и на территории нашего садика его тоже можно встретить. Зацветает одуванчик еще весной. Рано зацветшие одуванчики очень помогают своим нектаром пчелам, подкармливая их до начала цветения основных медоносных растений.
Это полезное растение приносит много пользы. Например, из его молодых листьев и стеблей делают вкусный салат. А из цветков этого растения, оказывается, можно приготовить варенье. Поджаренные корни одуванчика могут с успехом заменить кофе. Препараты на основе одуванчика помогают от многих болезней.
Цветки у этого растения ярко-желтые. Когда одуванчик отцветает, на месте желтых цветков созревают плоды – семянки, каждая из которых имеет длинный носик с волосками на конце. Семянок у растения созревает много, они-то и образуют воздушную белоснежную шапку. Правда, держится эта шапка на растении не очень долго – до первого порыва ветра.
2 Пальчиковая гимнастика «Одуванчик»
Одуванчик вырос на поляне,
(Дети соединяют руки, изображая бутон.)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Раскрывают руки, разжимают пальцы.)
Всем лепесткам красоту и питание
(Раздвигают и соединяют пальцы.)
Дружно дают под землей корешки!
(Соединяют руки тыльной стороной, шевелят пальцами – «корешками».)
Вечер. Желтые цветки закрывают лепестки.
(Плотно сжимают переплетенные пальцы.)
Тихо засыпают, головки опускают.
(Кладут руки на колени.)
II Основная часть
Рассматривание образца рисунка.
Определяем техники, которые использовались при рисовании. Заостряем внимание на новых техниках: рисование картонной втулкой и зубочисткой. Предлагаем детям самостоятельно определить знакомые ранее техники.
1 Рисование одуванчиков
1 Наносим на палитру (ее заменитель) ложечкой немного гуаши белого цвета и размазываем ее тонким слоем. Следим за тем, чтоб диаметр слоя краски не оказался меньше втулки, иначе кончики бахромы могут не прокраситься.
2 Берем картонную втулку и набираем гуашь с поверхности палитры на бахрому. Следим, чтоб кончики бахромы были промазаны краской.
3 Зрительно намечаем, где у нас будет находиться средний одуванчик, и делаем первый отпечаток втулкой. Чтоб одуванчик выглядел более пушистым, делаем вращение втулкой по часовой стрелке, а затем против (по 2–3 раза в каждую сторону). Обращаем внимание на то, что эти движения выполняются с обязательным отрывом от бумаги, после выполнения каждого отпечатка. Обязательно стараемся ставить отпечаток в одно и то же место.
4 Таким же образом рисуем следующие два одуванчика. Чтобы цветочная композиция не сместилась в ту или иную сторону, необходимо равномерно разместить крайние одуванчики относительно центрального. Для этого делаем сначала легкий (черновой) отпечаток левого одуванчика, затем правого. Убедившись, что композиция смотрится органично, выполняем окончательный вариант отпечатков втулкой.
5 При помощи кисточки и гуаши ставим точку в середину «пушистого шарика». Зубочисткой, процарапывающими движениями от центра точки к краю, рисуем «лучики». Следим за тем, чтоб гуаши было достаточно, иначе «лучики» не получатся. При необходимости гуашь нужно добавить.
6 Крышечкой от пластиковой бутылки выполняем отпечаток в центр головки одуванчика, предварительно макнув ее в гуашь на палитре. Следим, чтоб ранее нарисованная точка оказалась в середине отпечатка.
7 Ватной палочкой по краю головки одуванчика рисуем маленькие точечки. Они не должны быть крупными. Для этого выполняем отпечаток с минимальным количеством гуаши на палочке, слегка прикасаясь к бумаге.
8 Рисуем кисточкой стебельки. Стараемся, чтоб стебельки одуванчиков, находящихся по бокам, были слегка направлены к стебельку среднего одуванчика.
9 Кисточкой рисуем несколько отлетающих «зонтиков». Обращаем внимание на то, что рисовать их необходимо тонкой кисточкой и самым кончиком. Если у кого-то из детей не получается нарисовать «зонтик» тонким и легким, можно обойтись без этого нюанса.
2 Физкультурная минутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик. Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит, всё вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
3 Украшение фона
С целью придания композиции с одуванчиками эффекта разлетающихся пушинок, используем технику набрызг при помощи зубной щетки. Набираем гуашь на щетку и резким царапающим движением указательного пальца по щетине выполняем набрызг вокруг одуванчиков, изображая разлетающийся пух.
III Заключительная часть
Ребята рассматривают рисунки друг друга, демонстрируют свои, высказывают своё оценочное мнение.
Детям задаются вопросы о том, понравилось ли им рисовать картонной втулкой, было ли им это интересно, сложно ли. Какая из техник, используемых на занятии, понравилась им больше остальных. Что бы они хотели нарисовать, используя понравившуюся технику. Если ребятам понравилось рисовать втулками и они хотят повторить это дома, можно предложить им нарисовать аналогичным способом другие цветы. Например, астры, хризантемы. Для этого можно брать краски разных цветов и использовать белый альбомный лист.
Рисунки собираются, просушиваются, помещаются в личные портфолио кружковцев.