- Карэкцыйная педагогіка. Вопыт, Метадычка

Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительной деятельности у детей с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями развития в условиях ЦКРОИР

 

Анна АВСЕЙКО,
заместитель директора
ГУО «ЦКРОиР Свислочского района»,
Гродненская область

 

 

 

В психическом развитии детей с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями развития (далее – ТМНР) значительная роль принадлежит изобразительной деятельности, как первому продуктивному виду деятельности. Продуктивная деятельность позволяет развивать восприятие детей, их мышление, представления, память. На занятиях по изодеятельности возможно корректирование недостатков познавательной деятельности ребёнка, расширение кругозора, освоение способов деятельности, «включение» различных анализаторов.

Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изодеятельности. Данные техники рисования помогают почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.

Обучая детей с ТМНР изобразительной деятельности в работе использую следующие нетрадиционные способы изображения: 

– монотипия; 
– пальцевая живопись; 
– воскография; 
– рисование на влажной поверхности; 
– коллаж;
– поролоновые рисунки; 
– кляксография; 
– рисование точками; 
– ниткография; 
– флоротипия.

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая может доставить детям радость, положительные эмоции. На занятиях нетрадиционной техникой рисования ребёнок учится думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах. Они позволяют чувствовать раскованность, смелость, непосредственность, создают хорошие условия для творческой деятельности.

Для привлечения детей к рисованию в нетрадиционной технике в нашем центре в классе оборудован уголок изобразительной деятельности «Волшебные краски». В уголке собраны материалы и средства изображения: краски (гуашь, акварель), различные по толщине и мягкости кисти, листы бумаги разного размера и конфигурации. Имеется посуда для воды, бросовый (кусочки поролона, пенопласта, нитки, трубочки, целлофан, кусочки кожи и т.п.) и растительный (засушенные листья, мох, веточки) материал, свечи, карандаши, перья, передники, влажные салфетки и др.

 

В ознакомлении детей с нетрадиционными техниками рисования можно условно выделить три этапа.

     Целью первого этапа является развитие у обучающихся положительного, эмоционального интереса к деятельности и результатам рисования. На этом этапе ребята знакомились с инструментарием, необходимым для последующей деятельности, наблюдали приёмы, характерные для нетрадиционных техник рисования.

     На втором этапе в процессе создания беспредметных изображений (заполнения листа бумаги точками, мазками, различного рода отпечатками) дети в рамках совместной деятельности с педагогом учились правильно держать инструменты (тычок, кисть, штамп и т.д.), пользоваться материалами изображения (пальчиковыми красками, аппликационными заготовками, засушенными листиками и т.п.).

     На третьем этапе в процессе работы над созданием образов (предметных, сюжетных и декоративных) отрабатывались умения и навыки работы в нетрадиционной технике рисования.

 

В нашем центре еженедельно проводятся занятия по изобразительной деятельности. Обучающиеся с ТМНР рисуют, используя различные нетрадиционные техники. Следует отметить, что для наших ребят наиболее полюбившимися стали техники кляксографии и монотипии. При этом, самой доступной и успешной для них можно назвать пальцевую живопись. В конце каждого занятия устраивается выставка, проводится обмен мыслями по поводу каждого рисунка и работы в целом. Такие обсуждения развивают воображение детей, стимулируют их общение друг с другом. Отношение педагога ко всем детям благосклонное, одобряющее. Если работа не очень хороша, ребёнку об этом не говорится. В каждой из работ обязательно отме­чается что-нибудь хорошее. Образцы детям в качестве примера не даются, не делается акцент на том, что должно получиться. Каждый ребёнок может работать в своём темпе. Вывешиваются все работы; они не сравниваются, чтобы не развивать чувство соперничества, так как это мешает нормальным отношениям между детьми.

В работе по развитию интереса к изодеятельности используются индивидуальные и групповые формы занятий (длительность занятия 30 минут).

С целью повышения эмоционального комфорта изодеятельности были составлены доступные для восприятия детьми с ТМНР короткие стихотворения с описанием последовательности изобразительных действий некоторых, наиболее часто используемых, нетрадиционных техник.

 

   Пальцевая живопись                               Кляксография                               

Пальчик в воду окунаем,                      Мы наносим не спеша
Краску смело выбираем.                      На бумагу каплю краски.
В воду, в краску – вот порядок,            Тут нам трубочка нужна –
Оставляем отпечаток!                           Раздуваем чудо-кляксу!

 

           Ниткография                                    Монотипия

Нитки в краску окунаем                        На стеклянную основу
И кладем на лист бумаги.                      Мы наносим акварель.
Пополам мы сложим лист                     На бумаге всей ладонью
И прижмем покрепче нити.                  Оттиск делаем теперь.
Нитки вытащим волной
И рассмотрим образ свой!

 

Для успешной деятельности каждого ребенка, независимо от его умственных и моторных возможностей, у нас в центре созданы необходимые условия: создание игровой ситуации; обеспечение разнообразия сенсорных ощущений детей (зрительное и тактильно-кинестетическое обследование, музыкальное сопровождение деятельности детей и т. п.); организация предметной среды; формирование удобной позы ребенка при рисовании (лежа, сидя в свободном положении); проведение специальных упражнений по развитию движений пальцев и кисти руки (одновременное или поочередное сгибание и разгибание пальцев рук, пальчиковые игры типа «башня», «замок», раскатывание карандашами между пальцами рук или ладонями, использование трафаретов и т. п.); обязательная совместная деятельность детей и педагога (сопряженные или полусопряженные действия).

Поскольку у детей с ТМНР имеется ряд особенностей (поверхностность, недифференцированность эмоций и т. п.), которые оказывают значительное влияние на выполнение различных видов деятельности, то возможно направить применение нетрадиционных техник изображения в обучении рисованию именно для развития мотивации к рисованию.

В результате проделанной работы стало очевидно, что дети стали проявлять больший интерес к процессу рисования, выражать положительные яркие эмоции, проявлять самостоятельность и элементы творчества.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование нетрадиционных техник изображения в обучении рисованию является эффективным средством в повышении мотивации к рисованию и творческой деятельности у детей с ТМНР.

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий