- Карэкцыйная педагогіка. Вопыт, Метадычка

Профилактика нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте: речевой материал на дифференциацию согласных звуков по звонкости-глухости

 

Лариса ФИРСОВА,
воспитатель дошкольного образования
специальной группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи
ГУО «Ясли-сад № 7 г. Мозыря»,
Гомельская область

[email protected]

 

 

 

Во всём мире растёт число детей с речевыми нарушениями, с расстройствами школьных навыков (дислексией, дисграфией). Целесообразнее и значительно легче предупреждать эти нарушения педагогам ещё в дошкольном возрасте. К мерам ранней профилактики дислексии и дисграфии относится целенаправленное развитие у детей познавательных процессов, в том числе всех компонентов речи, фонематического восприятия, коррекция нарушений слоговой структуры, формирование графомоторных навыков (развитие крупной и мелкой моторики, пространственных представлений и их речевого обозначения, зрительного восприятия, знакомство с тетрадью; рисование в ней различных линий, узоров, предметов и букв по клеткам). Очевидно, что для развития детей дошкольного возраста очень важны продуктивные виды деятельности (конструирование, лепка, рисование, аппликация).

С воспитанниками, у которых есть признаки дислексии, начинать обучение чтению сто́ит с опережением, ещё в дошкольном возрасте, но не ранее пяти лет. Уже в возрасте 3–4 лет необходимо проверить у ребёнка возможность слуховой дифференциации звуков речи. Если она затруднена, то важно приступить к её развитию.

Эту работу нужно завершить к началу обучения грамоте. Именно в возрасте 3–4 лет у детей появляется интерес к звукам. В этот период и нужно начинать подготавливать ребёнка к звуковому анализу слова. Особенно важна эта работа с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи. Полезными будут игры «Подскажи словечко», «Договори звук», «Добавь слог, скажи слово», «Подбери слова, похожие по звучанию», «Исправь неправильное слово», «Слово развалилось», «Определи первый (последний) звук в слове» и другие.

В своей профессиональной деятельности часто использую авторские стихи, в том числе и те, которые помогают в подготовке детей к обучению грамоте. Предлагаю авторский речевой материал на дифференциацию согласных звуков по звонкости-глухости. Педагог читает детям стихи, а затем предлагает найти в них похожие по звучанию слова. Второй вариант: взрослый недоговаривает одно слово в конце каждой второй строчки, а дети произносят его.

 

В – Ф

Раз, два, три, четыре, пять.
Буду флаг я рисовать:
Звёзды, факел, синий фон.
Кто не верит – выйди … (вон).
Говорит считалку Феня –
Догоняет Феню … (Веня).
Говорит считалку Веня –
Догоняет Веню … (Феня).

 

Третий вариант: педагог предлагает найти слова со звуком [ф] или [в]. Можно провести в виде физкультминутки: если ребёнок услышал звук [ф], ставит руки на пояс.

Б – П
Люблю я танцы и балы.  
Блестят паркетные … (полы).
Мяч прыгал звонко, будто пел,
А цветом полностью был … (бел).  
Принёс посылку, забирай
И дверь за мною … (запирай).
Д – Т
Дима и Тима построили дачку,
Возле забора поставили … (тачку),
А на крылечке лежит книжный том.
Книга о том, как построить свой … (дом).
Как хорошо, когда сделано дело!
Пусть отдохнёт, восстановится … (тело).

 

Г – К
По двору гуляла кошка,
Шёл за нею мальчик … (Гошка).
Рядом рос огромный куст. 
Был он весь колюч и … (густ).
За кустом стояла горка,
            А под ней – лимона … (корка).                  

З – С
На сосне сидела сойка,
Под сосной стояла … (Зойка).
Бабуля пекла ароматные сайки.
Их запах учуяли серые … (зайки).
У Зои разболелся зуб,
Когда девчонка ела … (суп).

 

Ж – Ш
В чаще леса добрый гномик жил.
Был портным он, всем одежду … (шил).
Но, ребята! Ах, какая жалость!
Ведь была у гнома с детства … (шалость).  
Кушал много он, копил жирок.   
Стал портной уж чересчур … (широк).  
Р – Л
Утром в сад пришла Карина,
А в саду росла … (калина).
Собрала её в лоток,
Ну, а несколько – … (в роток),
Миску – для сестрёнки Лады.
Ягодам девчонки … (рады)!

 

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий