Виктория ДЁМИНА
учитель начальных классов
ГУО «Гимназия г. Наровли»,
Гомельская область
demina_vita@mail.ru
Тема: Закрепление алгоритмов сложения и вычитания двузначных чисел.
Цель: организовать деятельность учащихся по повторению и использованию алгоритма сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд и с переходом через разряд; содействовать закреплению навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд и с переходом через разряд, совершенствовать навыки решения задач; создать условия для развития внимания, логическое мышление, математическую речь; способствовать овладению самостоятельности, аккуратности в ведении рабочих тетрадей.
Оборудование: мультимедийная презентация (смотрите презентацию ниже), «Вычислительная ромашка», персональные карточки, «Цветок настроения» (для рефлексии).
Ход урока
I Организационный этап
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поет…
(Чтение сопровождается слайдами 1–7)
II Актуализация знаний. Мотивация. Постановка проблемы
– Сегодня, ребята, наш урок математики необычный, он посвящен первым весенним цветам – первоцветам. Мы с вами совершим экскурсию в весенний лес и поищем их. А находить их поможет ваше умение складывать и вычитать двузначные числа, решать задачи, логически мыслить. Поэтому я прошу вас быть внимательными и активно участвовать на уроке.
– А кто мне подскажет, какое сегодня число? Открывайте тетради, записывайте…
III Устный счет
– Чтобы найти первый весенний цветок нужно устно сосчитать.
Игра «Ромашка»
– Вы хорошо справились с заданием, и мы можем познакомиться с первым весенним цветком ПОДСНЕЖНИКОМ. (Слайд 8)
Подснежник
У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
И он, от холода синея,
Головку слабую склоня,
Сказал: «Ну что ж, я не жалею,
Ведь началась весна с меня!».
Подснежники – самые первые весенние цветы, в наших краях они не растут, это горные цветы. А нам они известны из сказки «Двенадцать месяцев».
Решите задачи:
1) Маша сложила из бумаги 9 тюльпанов, а Нина – на 1 тюльпан больше. Сколько всего тюльпанов сложили девочки?
9 + 9 + 1 = 19
2) На одной аллее 20 лип, а на другой – на 5 лип меньше. Сколько лип на двух аллеях?
20 + (20 – 5) = 35
3) Сколько насекомых
В воздухе кружит?
Сколько насекомых
В ухо мне жужжит?
Два жука и две пчелы
Мухи две, две стрекозы,
Две осы, два комара.
Называть ответ пора. (12)
– С заданием вы справились и нашли второй цветок. Это МАТЬ-И-МАЧЕХА. (Слайды 9–10)
Мать-и-мачеха. По-белорусски – падбел. Цветки этого растения несколько похожи на цветки одуванчика. Зацветает мать-и-мачеха раньше, а цветки ее распускаются до того, как развернутся листья растения. Мать-и-мачеха – растение целебное.
Математический диктант. Чтобы двигаться дальше в поисках цветов, нужно записать в тетради только ответы:
— запишите число, в котором 3 десятка и 8 единиц;
— запишите число, которое на 1 больше 15;
— увеличьте число 80 на 20;
— уменьшите 40 на 1;
— на сколько 86 больше 70;
— найдите разность чисел 43 и 3;
— найдите сумму чисел 30 и 2;
— чему равна разность чисел 18 и 8;
— 27 уменьшите на 7;
На доске каждому числу соответствует буква. Какое слово у вас получилось?
(38 16 100 39 16 4 32 10 20 – ВЕТРЕНИЦА (Слайды 11–12))
Ветреница. По-белорусски – кураслеп. Редкое растение, невысокое, хрупкое. Цветки бывают белые и желтые. Растет небольшими группами. На сухих открытых склонах берегов рек, на светлых полянах возле лесов. Цветет в апреле – мае. Занесена в КК РБ.
IV Физкультминутка
V Закрепление изученного материала
Решение примеров по цепочке. В математике тропинку одолеем без запинки? (Да). Решите примеры с комментированием у доски.
21 + 49 = 70 79 – 25 = 54 14 + 55 = 69 60 – 17 = 43 34 + 19 = 53
– Все примеры решены правильно, а это значит, что мы нашли новый цветок ПРОСТРЕЛ или СОН-ТРАВА. (Слайды 13–14)
Прострел. По-белорусски – сон-трава. Цветет ранней весной, до распускания листьев. Цветки крупные, похожи на колокольчики, светло-лиловые. Растет на сухих раскрытых склонах, в сосновых борах. Растение лечебное, помогает от многих болезней. Занесено в КК РБ.
– Составьте задачу по краткой записи и решите ее:
Было – 50 листов
Истратили – 14 листов и 6 листов
Осталось – ? листов
– Задачу решили и записали, а это значит, что можем открыть новый весенний цветок ПЕРЕЛЕСКА. Слайды (15–16)
Перелеска благородная. По-белорусски – пралеска. Одно из самых ранних цветущих растений. Цветки появляются раньше листьев. Цветет с марта до мая. Растет в лиственных и смешанных лесах по береговым склонам. Является лекарственным растением.
VI Физкультминутка
– Путь у нас далек, пора отдохнуть. Поднимайтесь и повторяйте за мной.
Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.
Вдруг мы видим у куста
Птенчик выпал из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
Зайчик быстро скачет в поле
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке
Непоседы-ребятишки.
– Отдохнули, можно двигаться дальше.
VII Самостоятельная работа (с последующей проверкой)
– Топают ноги по жаркой дороге. Следующее задание, у каждого ряда свое. (Карточки с тремя заданиями: задача; пример; неравенство).
Вариант 1 Ф. И._____________________________________
1. Задача
Маша решила 14 примеров, а Витя на 16 примеров больше. Сколько примеров решили дети?
__________________________
__________________________
Ответ:______________________________________________
2. Вычисли удобным способом
17+28+13+2=
3. Сравни: >, <, =.
65 мин 1 ч
5 дм 55 см
Вариант 2 Ф. И._____________________________________
1. Задача
Ира нашла 34 гриба, а Катя на 14 грибов меньше. Сколько грибов нашли девочки.
__________________________
__________________________
Ответ:______________________________________________
2. Вычисли удобным способом
23+24+27+26=
3. Сравни: >, <, =.
2 дм 1 дм 2см
2 ч 2 мин
Вариант 3 Ф. И._____________________________________
1. Задача
Толя купил 12 тетрадей в линейку и 15 в клетку. Сколько тетрадей купил мальчик?
__________________________
Ответ:______________________________________________
2. Вычисли удобным способом
8+13+22+7=
3. Сравни: >, <, =.
15 мин 1 ч 5 мин
4 дм 4 см
Проверка.
– Вы ребята молодцы, каждый ряд нашел новый цветок:
1 вариант – МЕДУНИЦА (Слайды 17–18)
Медуница. По-белорусски – медунiца лекавая, шчамялiца. Раннецветущее весеннее растение. Стебель слегка ребристый, листья продолговатые, сначала розовые потом фиолетовые. Цветет в апреле – мае. Растет в лиственных лесах. Занесена в КК РБ.
2 вариант – ПЕРВОЦВЕТ ВЕСЕННИЙ (Слайд 19–20)
Первоцвет весенний. По-белорусски – першацвет вясеннi (примула). Цветки ярко-желтые, листья продолговатые. Растет на склонах холмов, оврагов, возле лещины и дубов. Является лекарственным растением. Занесен в КК РБ.
3 вариант – ВЕСНЯНКА ВЕСЕННЯЯ (Слайды 21–22)
Веснянка весенняя. По-белорусски – крупка. На полях рассыпается мелкими белыми цветочками, которые издалека напоминают манную крупу. Декоративное травяное растение. Цветет ранней весной.
– Ребята, давайте ещё раз вспомним, с какими весенними цветами мы познакомились.
– Почему их называют первоцветы?
VIII Итоги урока. Рефлексия
Наша прогулка по весеннему лесу подошла к концу. Мы с вами закрепили наши знания по теме «Сложение и вычитание в пределах 100». Мне на этом уроке с вами было интересно, мне понравились ваши ответы, ваши знания, умение хорошо себя вести. А какое ваше мнение об уроке?
– У доски три полянки – настроения, «посадите» свои цветы на ту полянку, которая соответствует вашему настроению.
IX Домашнее задание
https://drive.google.com/file/d/1PxceoIF12bU52iHfp6t0O2vlFsYT6DPm/view?usp=sharing