Лариса ГУТЬКО,
учитель химии
ГУО «Средняя школа № 5 г. Новогрудка»,
Гродненская область
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Химическая связь».
Класс: 8.
Цель урока: планируется, что к окончанию урока учащиеся повторят и систематизируют знания по теме «Химическая связь».
Задачи:
– образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах химической связи, типах кристаллических решёток с точки зрения строения атома, закрепить умения составлять схемы образования веществ с разными типами связи;
– развивающие: развивать внимание, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, делать выводы путём выполнения заданий, содействовать развитию познавательного интереса к предмету;
– воспитательные: воспитывать внутреннюю мотивацию к учению через интересные формы работы, формировать культуру общения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: интерактивная панель (мультиборд), листы индивидуальной работы учащихся, шаростержневые модели.
Ход урока
Вопрос о природе химической связи – сердце всей химии.
Б. Кроунфорд
I Организационный этап (подготовка учащихся к учебно-познавательной деятельности, создание благоприятной обстановки, приветствие учащихся)
II Этап подготовки учащихся к учебно-познавательной деятельности (обеспечение мотивации учащихся)
Чтение стихотворения Н.А.Морозова «Силы природы» (на доске):
Сила сцепления вяжет пары,
Мощь тяготения держит миры.
Атомов сродство жизнь создаёт,
Света господство к знанью ведёт.
– О какой силе говорится в этом стихотворении?
III Целеполагание (обращение к цели урока)
IV Этап актуализации опорных знаний учащихся
1 Кроссворд
Учащиеся разгадывают кроссворд, представленный на мультиборде.
2 Графический диктант
– Решите, верно или ошибочно предложенное суждение. Если суждение, на ваш взгляд, правильное, ставим «+», если вы с суждением не согласны, ставим «–» (учащиеся выполняют задание на листах индивидуальной работы).
1) Причина возникновения химической связи – в стремлении атомов к достижению наиболее устойчивого состояния.
2) Ионная связь возникает между атомами элементов, которые сильно отличаются по электроотрицательности.
3) Ковалентная связь образуется при связывании атомов металлов.
4) Межмолекулярное взаимодействие, как и химическая связь, – это сильное притяжение частиц.
5) Ковалентная неполярная связь образуется за счёт общих электронных пар.
6) Химическая связь – это взаимодействие, которое связывает атомы в более сложные системы.
7) Ковалентная связь бывает полярной и неполярной.
8) Металлическая связь – это связь между противоположно заряжёнными ионами.
9) Природа химической связи электростатическая.
10) Ионы – атомы, отдавшие или присоединившие электроны.
Проверка задания (чтение цепочкой).
V Этап обобщения знаний по теме « Химическая связь»
Выполнение заданий на листах индивидуальной работы.
Задание 1. Найдите «лишнее» и объясните, почему:
. Na, K, Li, C
. H2O, O2, N2, CI2
. MgO, CO2, Na2O, Fe2O3
. HCI, N2, HBr, HI
. H2O, Br2, CO2, MgO
. H2S, NaBr, CuO, KCI
Проверка задания (фронтально).
Задание 2. Распределите вещества по изученным видам связи:
CH4 , Na2O , HCI , MgO , H2O , CI2 , CO2 , Mg , OF2 , BaS , N2 , P4 , Au
Составьте схемы образования связи для подчёркнутых веществ (1 учащийся выполняет у доски). Выполнение заданий на мультиборде.
Задание 3. «Определи тип решётки»
1 Соединения с таким типом кристаллической решётки обладают большой твёрдостью, для них характерны высокие температуры плавления и кипения, хорошо растворимы в воде (ионная).
2 Для соединений с таким типом решётки характерны высокая прочность и твёрдость, высокие температуры плавления и кипения, они плохо растворимы в воде (атомная).
3 Эти кристаллы имеют небольшую прочность, малую твёрдость, невысокие температуры плавления и кипения, могут легко переходить в газообразное состояние, часто имеют запах (молекулярная).
4 Вещества с этим типом кристаллической решётки обладают блеском, проводят ток и тепло, твёрдые, ковкие и пластичные (металлическая).
Просмотр видео.
Физкультминутка: «Путешествие по ПС»
1 Движение взгляда:
Путешествуем по 3 периоду слева направо;
По 5 периоду – справа налево;
По группе галогенов – сверху вниз;
По группе щелочных металлов – снизу вверх;
Найдите взглядом кремний, натрий, аргон, франций.
2 Движение туловища:
Наклонитесь в сторону, в которую по периоду происходит усиление неметаллических свойств;
Наклонитесь в сторону, в которую по периоду происходит усиление металлических свойств.
Задание 4. Определите тип решётки у предложенных веществ:
Na2O , H2O , BaO , CI2 , KCI , Mg , CO2 , CuS , Fe , SO3 , ZnCI2 , P4 , C , AIBr3 , SiO2 (взаимопроверка)
Выполнение заданий на мультиборде.
Задание 5. На столе – шаростержневые модели молекул водорода, хлороводорода, метана, стакан с водой, песком, соль, скрепки. Определите тип химической связи и кристаллической решётки в этих веществах.
VI Итоги урока
– Задания, которые вы выполняли сегодня на уроке, помогли приблизиться к намеченным целям. Проверим, помогут ли эти знания пройти нам лабиринт. Найдите путь в лабиринте, который приведёт вас к финишу. Если суждение правильное, то продолжайте путь, следуя по стрелке с обозначением «да», если ошибочно, то по стрелке с обозначением нет.
VII Заключение
– Может быть, теперь, зная удивительную способность атомов стремиться к наиболее устойчивому состоянию, вы поймёте, что люди, как частицы, всегда стремятся к стабильности. И поэтому я вам хочу пожелать найти место в этом мире, получив профессию своей мечты, чтобы у вас всё в жизни сложилось благополучно.
VIII Этап рефлексии
На столах – макеты полярных молекул. С помощью знаков «+» и «–» отразите уровень усвоения, на ваш взгляд, темы урока. Сдайте листы индивидуальной работы.
IX Домашнее задание
Повторить § 36–41.
Приложение
Материалы к уроку
Графический диктант. Решите, верно или ошибочно предложенное суждение. Если суждение, на ваш взгляд, правильное – «+», если вы с суждением не согласны – «-».
1 Причина возникновения химической связи – в стремлении атомов к достижению наиболее устойчивого состояния.
2 Ионная связь возникает между атомами элементов, которые сильно отличаются по электроотрицательности.
3 Ковалентная связь образуется при связывании атомов металлов.
4 Межмолекулярное взаимодействие, как и химическая связь, — это сильное притяжение частиц.
5 Ковалентная неполярная связь образуется за счёт общих электронных пар.
6 Химическая связь – это взаимодействие, которое связывает атомы в более сложные системы.
7 Ковалентная связь бывает полярной и неполярной.
8 Металлическая связь – это связь между противоположно заряжёнными ионами.
9 Природа химической связи электростатическая.
10 Ионы – атомы, отдавшие или присоединившие электроны.
Задание 1. Найдите «лишнее» и объясните почему:
. Na , K , Li , C
. H2O , O2 , N2 , CI2
. MgO , CO2 , Na2O , Fe2O3
. HCI , N2 , HBr , HI
. H2O , Br2 , CO2 , MgO
. H2S , NaBr , CuO , KCI
Задание 2. «Распределите вещества»
Распределите вещества по изученным видам связи:
CH4 , Na2O , HCI , MgO , H2O , CI2 , CO2 , Mg , OF2 , BaS , N2 , P4 , Au, H2S,
KCl, O2, Na2S, NH3, BaF2, LiCl, O3, SO3, CCl4, F2
Составьте схемы образования связи для подчёркнутых веществ.
Задание 4. Определите тип кристаллической решётки у предложенных веществ:
Na2O , H2O , BaO , CI2 , KCI , Mg , CO2 , CuS , Fe , SO3 , ZnCI2 , P4 , C , AIBr3 , SiO2
Тестовые задания
1 В аммиаке и хлориде бария химическая связь соответственно:
а) ионная и ковалентная полярная
б) ковалентная полярная и ионная
в) ковалентная неполярная и металлическая
г) ковалентная неполярная и ионная
2 Вещества только с ионной связью приведены в ряду:
а) F2, ССl4, КС1
б) NaBr, Na2O, KI
в) SO2, P4, CaF2
г) H2S, Br2, K2S
3 В каком ряду все вещества имеют ковалентную полярную связь?
а) HCl, NaCl, Cl2
б) O2, H2O, CO2
в) H2O, NH3, CH4
г) NaBr, HBr, CO
4 Веществом с ковалентной неполярной связью является
а) С12 б) NaBr в) H2S г) MgCl2
5 Металлическая связь характерна для:
а) С12 б) SO3 в) СО г) Fe
Алгоритм определения вида химической связи различных веществ
Вещества |
|||
Простые |
Сложные |
||
металлы |
неметаллы |
неметаллы+неметаллы |
металлы + неметаллы |
металлическая |
ковалентная неполярная |
ковалентная |
ионная |