Обобщение и систематизация знаний по теме «Химическая связь». 8 класс

- 16:05Методичка, Химия. Сценарии

 

Лариса ГУТЬКО,
учитель химии
ГУО «Средняя школа № 5 г. Новогрудка»,
Гродненская область

 

 

 

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Химическая связь».

Класс: 8.

Цель урока: планируется, что к окончанию урока учащиеся повторят и систематизируют знания по теме «Химическая связь».

Задачи:

– образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах химической связи, типах кристаллических решёток с точки зрения строения атома, закрепить умения составлять схемы образования веществ с разными типами связи;

– развивающие: развивать внимание, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, делать выводы путём выполнения заданий, содействовать развитию познавательного интереса к предмету;

– воспитательные: воспитывать внутреннюю мотивацию к учению через интересные формы работы, формировать культуру общения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: интерактивная панель (мультиборд), листы индивидуальной работы учащихся, шаростержневые модели.

 

Ход урока

Вопрос о природе химической связи – сердце всей химии.
Б. Кроунфорд

I Организационный этап (подготовка учащихся к учебно-познавательной деятельности, создание благоприятной обстановки, приветствие учащихся)

 

II Этап подготовки учащихся к учебно-познавательной деятельности (обеспечение мотивации учащихся)

Чтение стихотворения Н.А.Морозова «Силы природы» (на доске):

Сила сцепления вяжет пары,
Мощь тяготения держит миры.
Атомов сродство жизнь создаёт,
Света господство к знанью ведёт. 

– О какой силе говорится в этом стихотворении?

 

III Целеполагание (обращение к цели урока)

 

IV Этап актуализации опорных знаний учащихся

1 Кроссворд

Учащиеся разгадывают кроссворд, представленный на мультиборде.

 

2 Графический диктант

– Решите, верно или ошибочно предложенное суждение. Если суждение, на ваш взгляд, правильное, ставим «+», если вы с суждением не согласны, ставим «–» (учащиеся выполняют задание на листах индивидуальной работы).

1) Причина возникновения химической связи – в стремлении атомов к достижению наиболее устойчивого состояния.

2) Ионная связь возникает между атомами элементов, которые сильно отличаются по электроотрицательности.

3) Ковалентная связь образуется при связывании атомов металлов.

4) Межмолекулярное взаимодействие, как и химическая связь, – это сильное притяжение частиц.

5) Ковалентная неполярная связь образуется за счёт общих электронных пар.

6) Химическая связь – это взаимодействие, которое связывает атомы в более сложные системы.

7) Ковалентная связь бывает полярной и неполярной.

8) Металлическая связь – это связь между противоположно заряжёнными ионами.

9) Природа химической связи электростатическая.

10) Ионы – атомы, отдавшие или присоединившие электроны.

Проверка задания (чтение цепочкой).

 

V Этап обобщения знаний по теме « Химическая связь»

Выполнение заданий на листах индивидуальной работы. 

Задание 1. Найдите «лишнее» и объясните, почему:

. Na, K, Li, C
. H2O, O2, N2, CI2
. MgO, CO2, Na2O, Fe2O3
. HCI, N2, HBr, HI
. H2O, Br2, CO2, MgO
. H2S, NaBr, CuO, KCI

Проверка задания (фронтально).

 

Задание 2. Распределите вещества по изученным видам связи:

CH4 , Na2O , HCI , MgO , H2O , CI2 , CO2 , Mg , OF2 , BaS , N2 , P4 , Au 

Составьте схемы образования связи для подчёркнутых веществ (1 учащийся выполняет у доски). Выполнение заданий на мультиборде.

 

Задание 3. «Определи тип решётки»

1 Соединения с таким типом кристаллической решётки обладают большой твёрдостью, для них характерны высокие температуры плавления и кипения, хорошо растворимы в воде (ионная).

2 Для соединений с таким типом решётки характерны высокая прочность и твёрдость, высокие температуры плавления и кипения, они плохо растворимы в воде (атомная).

3 Эти кристаллы имеют небольшую прочность, малую твёрдость, невысокие температуры плавления и кипения, могут легко переходить в газообразное состояние, часто имеют запах (молекулярная).

4 Вещества с этим типом кристаллической решётки обладают блеском, проводят ток и тепло, твёрдые, ковкие и пластичные (металлическая).

Просмотр видео. 

 

Физкультминутка: «Путешествие по ПС»

1 Движение взгляда:

Путешествуем по 3 периоду слева направо;
По 5 периоду – справа налево;   
По группе галогенов – сверху вниз;
По группе щелочных металлов – снизу вверх; 
Найдите взглядом кремний, натрий, аргон, франций.

2 Движение туловища:

Наклонитесь в сторону, в которую по периоду происходит усиление неметаллических свойств;  
Наклонитесь в сторону, в которую по периоду происходит усиление металлических свойств. 

 

Задание 4. Определите тип решётки у предложенных веществ:

Na2O , H2O , BaO , CI2 , KCI , Mg , CO2 , CuS , Fe , SO3 , ZnCI2 , P4 , C , AIBr3 , SiO2 (взаимопроверка)

Выполнение заданий на мультиборде.

 

Задание 5. На столе – шаростержневые модели молекул водорода, хлороводорода, метана, стакан с водой, песком, соль, скрепки. Определите тип химической связи и кристаллической решётки в этих веществах.    

 

VI Итоги урока

– Задания, которые вы выполняли сегодня на уроке, помогли приблизиться к намеченным целям. Проверим, помогут ли эти знания пройти нам лабиринт. Найдите путь в лабиринте, который приведёт вас к финишу. Если суждение правильное, то продолжайте путь, следуя по стрелке с обозначением «да», если ошибочно, то по стрелке с обозначением нет.

 

VII Заключение  

– Может быть, теперь, зная удивительную способность атомов стремиться к наиболее устойчивому состоянию, вы поймёте, что люди, как частицы, всегда стремятся к стабильности. И поэтому я вам хочу пожелать найти место в этом мире, получив профессию своей мечты, чтобы у вас всё в жизни сложилось благополучно.

 

VIII Этап рефлексии

На столах – макеты полярных молекул. С помощью знаков «+» и «–» отразите уровень усвоения, на ваш взгляд, темы урока. Сдайте листы индивидуальной работы.

 

IX Домашнее задание

Повторить § 36–41. 

 

Приложение

Материалы к уроку

Графический диктант. Решите, верно или ошибочно предложенное суждение. Если суждение, на ваш взгляд, правильное – «+», если вы с суждением не согласны – «-».

1 Причина возникновения химической связи – в стремлении атомов к достижению наиболее устойчивого состояния.

2 Ионная связь возникает между атомами элементов, которые сильно отличаются по электроотрицательности.

3 Ковалентная связь образуется при связывании атомов металлов.

4 Межмолекулярное взаимодействие, как и химическая связь, – это сильное притяжение частиц.

5 Ковалентная неполярная связь образуется за счёт общих электронных пар.

6 Химическая связь – это взаимодействие, которое связывает атомы в более сложные системы.

7 Ковалентная связь бывает полярной и неполярной.

8 Металлическая связь – это связь между противоположно заряжёнными ионами.

9 Природа химической связи электростатическая.

10 Ионы – атомы, отдавшие или присоединившие электроны.

 

Задание 1. Найдите «лишнее» и объясните почему:

. Na , K , Li , C
. H2O , O, N, CI2
.  MgO , CO, Na2O , Fe2O3
. HCI , N2 , HBr , HI
. H2O , Br2 , CO2 , MgO
. H2S , NaBr , CuO , KCI

 

Задание 2. «Распределите вещества»

Распределите вещества по изученным видам связи:

CH4  , Na2O , HCI , MgO , H2O , CI2 , CO2 , Mg , OF2 , BaS , N2 , P4 , Au,  H2S,
KCl,  O2,  Na2S,   NH3,  BaF2,  LiCl,  O3,  SO3,  CCl4,  F2                

Составьте схемы образования связи для  подчёркнутых веществ. 

   

Задание 4. Определите тип кристаллической решётки у предложенных веществ:     

Na2O , H2O , BaO , CI2 , KCI , Mg , CO2 , CuS , Fe , SO3 , ZnCI2 , P4 , C , AIBr3 , SiO2     

 

Тестовые задания

1 В аммиаке и хлориде бария химическая связь соответственно:

а) ионная и ковалентная полярная
б) ковалентная полярная и ионная
в) ковалентная неполярная и металлическая
г) ковалентная неполярная и ионная

2 Вещества только с ионной связью приведены в ряду:

а) F2, ССl4, КС1
б) NaBr, Na2O, KI
в) SO2, P4, CaF2
г) H2S, Br2, K2S

3 В каком ряду все вещества имеют ковалентную полярную связь?

а) HCl, NaCl, Cl2
б) O2, H2O, CO2
в) H2O, NH3, CH4
г) NaBr, HBr, CO

4 Веществом с ковалентной неполярной связью является

а) С12    б) NaBr   в) H2S   г) MgCl2

5 Металлическая связь характерна для:

а) С12   б) SO3  в) СО  г) Fe

 

Алгоритм определения вида химической связи различных веществ

Вещества

Простые

Сложные

металлы

неметаллы

неметаллы+неметаллы

металлы + неметаллы

металлическая

ковалентная неполярная

ковалентная
полярная

ионная

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий