Один из теплых летних денечков воспитанники яслей-сада № 41 Мозыря посвятили элементарным экспериментам с воздухом и песком, изучая их свойства.
Дети по природе своей – исследователи, ежедневно они сталкиваются с интересными и порой непонятными явлениями в живой и неживой природе, пытаются разобраться в их взаимосвязях. А пред воспитателем возникает задача расширять кругозор малышей, развивать их познавательную активность.
Одним из самых эффективных способов в этом направлении является экспериментирование, в процессе которого воспитанники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.
Мы начали с самого простого опыта под названием «Почувствуй воздух». Чтобы обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость, мы с детьми сделали бумажные веера и помахали ими возле своего лица. Дети самостоятельно сделали вывод, что воздух не виден, но ощутим.
Второй наш опыт – «Воздух вокруг нас» – позволил выяснить, есть ли воздух в пустом сосуде. Дети медленно опускали стаканчик в воду вверх дном, затем переворачивали. Ребята сделали заключение, что нужно приложить усилие, чтобы опустить стаканчик в воду, ведь вода выталкивает воздух и заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.
Следующий опыт «Волшебное сито» был с песком. Я решила познакомить детей со способом отделения камешков от песка. Мы просеяли песок через сито и посмотрели, что осталось. Вывод для детей был прост – крупные предметы остаются в сите, а мелкие нет.
А завершили мы свой день маленьких экспериментов опытом «Свойства мокрого песка». Детям было интересно узнать, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Из мокрого песка можно лепить, поэтому мы решили сделать интересный небольшой замок.
В процессе познания нового у детей развивается умение анализировать, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего. А при формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному.
Екатерина ПОЛТОРАН,
воспитатель дошкольного образования
яслей-сада № 41 Мозыря