Юлия КОМИССАРОВА,
учитель иностранных языков
ГУО «Средняя школа № 22 г. Гродно»
13 сентября 2021 года в каждой стране, принявшей участие в самой чудовищной в истории человечества Второй мировой войне, отмечают Международный день памяти жертв фашизма. Это день борьбы с идеологией возрождения фашизма. И лозунг этого памятного дня – «Объединиться, чтобы противостоять фашизму!»
Грозное дыхание этой войны коснулось каждой семьи в Беларуси. Мы знаем, какой высокой ценой досталась нашему народу победа над фашизмом, и обязаны рассказать об этом нашим детям. Ведь понять и оценить настоящее можно, только сравнив его с прошлым. А кто не помнит своего прошлого, не имеет и будущего.
Учащиеся и педагоги нашей школы постоянно принимают участие в мероприятиях гражданско-патриотической направленности, предусмотренных Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: разрабатывают экскурсионные маршруты, пополняют экспонатами музейный фонд школы, встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, ведут поисково-исследовательскую деятельность. Но образовательный и воспитательный потенциал экскурсий невозможно сравнить ни с чем другим, ведь только так можно посмотреть, прикоснуться, услышать, проникнуться.
В память о жертвах фашизма учащимися и педагогами нашей школы разработаны туристические «Маршруты памяти» местного значения с учетом принципа территориальной доступности: «Форт № 2. Дорога без возврата…», «Шталаг 324», «Звезда Давида» (https://docs.google.com/document/d/1NCdQ1IhKR0IbDLCJRSh-Ewt6jkgd-fDQ/edit?usp=sharing&ouid=109303058425996621216&rtpof=true&sd=true), а также интерактивная карта “Священная земля Гродненщины” (Памятники. Обелиски. Стелы. Мемориальные плиты) с указанием места расположения и тех, кто стал жертвами фашизма. https://www.google.com/maps/d/edit?mid=1Yx6iMvBiwNxCF96_bccBkGZK3Rc03oNL&ll=53.68317158500598%2C23.85085099999992&z=10
Эти экскурсии и создаваемые интерактивные карты – наша тревога и наше беспокойство за сохранность мира и толерантные отношения, независимо от национальной, этнической, расовой или религиозной принадлежности.
Присмотритесь к улицам вашего родного города, поселка: за каждой из них стоит история не только определенного человека, но и целой нации, не только конкретного исторического события, а целой эпохи.
Сложно в одном маршруте пройти весь путь безоружных, отрезанных от внешнего мира людей, которые все время находились под прицелом врага. Сложно в одной карте обозначить все захоронения и братские могилы. Но очень хочется надеяться, что благодаря такой работе учащиеся осознают, какой ценой досталась нашему народу Великая Победа.