Хорошим помощником для некоторых семей в Мозыре стала специальная группа для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, которая была открыта в яслях-саду № 40 в прошлом году, а с сентября 2021 года с учётом опыта работы организованы интегрированные группы.
Когда в семье рождается особенный ребёнок, для которого любое самостоятельное движение – проблема, это означает начало серьёзной работы для родителей: помочь такому ребёнку встать на ноги, адаптироваться к жизни, научиться общаться со сверстниками…
В нашем саду есть лифт. Группа расположена на первом этаже. Есть отдельный выход с пандусом. В помещении широкие проходы и нет порогов. Всё это позволяет беспрепятственно перемещаться нашим воспитанникам. Конечно, не обошлось и без помощи родителей, которые частично предоставили специальную мебель.
Хлопот у воспитателей немало: помочь ребятам поесть, одеть-обуть, в туалет кого-то завести, а кого-то и занести. У наших деток проблемы не только с передвижением, но и с речью, поэтому воспитателям, дефектологу, музыкальному руководителю пришлось осваивать язык жестов и мимики, чтобы понять, что хочет сказать ребёнок.
Мы учились вместе с детьми ползать, держать ложку, игрушку, лепить, рисовать. Каждый шаг, каждое движение были маленькой победой. Слёзы радости проступали в тот момент, когда Марианна сказала слово «мама», а Даниил взял в руку ложку и сам начал кушать. Много было прочитано литературы, изучено документов, изготовлено пособий, дидактических игр для занятий. К каждому ребёнку был индивидуальный подход. Занятия насыщенны: и развитие речи, и художественная литература, и музыка, и многое другое.
2020/2021 учебный год для нас был трудным, но в то же время продуктивным, познавательным и интересным. Наш Даниил в сентябре пошёл в школу в первый класс, а Марианна перешла в реабилитационный центр «Радуга». Ну а мы продолжили работать. По желанию родителей Елисея и Никиты мы открыли интегрированные группы. Под словом «интеграция» в детском саду подразумевают, что с обычными непоседами с утра до вечера находится ещё один или несколько детей, про которых можно сказать, что они не такие, как все. В такую группу в этом году пришёл и новый особый воспитанник – Миша.
В начале нового учебного года мы волновались. Как будут воспринимать дети друг друга? Как они будут общаться между собой? Нам, воспитателям, предстоит научить детей не только считать, писать, но и сопереживать, помогать, быть добрыми и милосердными. А это возможно только тогда, когда мы будем не рядом, а вместе.
Прошло чуть больше месяца работы, результаты которой нас радуют. В группе дети вместе играют, вместе рисуют, вместе лепят. И совершенно не важно, имеют ли они особенности в развитии или нет.
Марина СЕРБИН,
воспитатель дошкольного образования
яслей-сада № 40 Мозыря