Тренинговое занятие «Я и конфликт»  

- 18:36Психологическая помощь

Данное тренинговое занятие разработано для проведения с небольшими группами учащихся (10 человек) колледжей, у которых наблюдаются трудности в общении со сверстниками и взрослыми, а также в разрешении конфликтных ситуаций. В роли ведущего выступает педагог-психолог, который может своевременно, моделируя определенные ситуации, отследить реакции и поведенческие стратегии учащихся, проанализировать их и скорректировать. Занятие целесообразно проводить с учащимися одной возрастной категории, объединенных какой-либо коллективной деятельностью, предпочтительно в течение второго семестра первого года обучения в колледже.

 

Марина КОТОВА,
педагог-психолог
УО «Пружанский государственный аграрно-технический колледж»,
Брестская область

 

 

 

Цель: способствовать формированию навыков конструктивного разрешения конфликтов.

Задачи: информирование учащихся о понятии «конфликт»; определение стратегий поведения учащихся в конфликте; развитие способности адекватного реагирования на различные конфликтные ситуации; создание условий для рефлексии учащимися собственных стилей поведения в конфликте.

Примерное время: 45–60 мин.

Оборудование: веревка, карточки с заданиями.

Требования к организации пространства: помещение, в котором есть пространство, достаточное для движения участников группы; стулья (по количеству участников) необходимо расставить так, чтобы образовался просторный круг.

 

Ход занятия

Организационный момент

Приветствие. Подготовка к совместной коммуникативной деятельности

С целью создания комфортной безопасной атмосферы, повышения самооценки учащихся проводится упражнение «Не хотелось бы хвастаться, но я…». Каждому участнику предлагается по очереди продолжить фразу «не хотелось бы хвастаться, но я…», добавив какое-то свое достижение, качество и т.д. (Выполнение упражнения).

 

Целеполагание и мотивация

Ведущий: Каждый из нас периодически попадает в такие ситуации, когда приходится выяснять отношения с другими людьми. Избежать конфликтов невозможно. Значит, нужно научиться мирно их разрешать, находить верное решение, которое сохранит ваше достоинство и не унизит других. Сегодня на занятии мы подробнее изучим, что такое конфликт, а также рассмотрим способы поведения людей в конфликтных ситуациях.

 

Формирование новых знаний, умений

Опрос:

– Как вы понимаете слово «конфликт»?
– Что вы знаете о конфликтах?
– Как ведут себя люди в конфликте?

Для выяснения уровня знаний учащихся о конфликтах и осознания собственного восприятия конфликта проводится упражнение «Ассоциации».

Ведущий: Сейчас мы попробуем исследовать, как отражается конфликт на внутреннем состоянии конфликтующего. Пусть каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово «конфликт». После первого круга предлагается продолжить ассоциативный ряд разными вопросами каждому участнику: «Если конфликт – это мебель, то какая?», «Если посуда, то какая?», «Если животное, то какое?», «Если одежда, то какая?» (Выполнение упражнения).

 

Далее учащимся предлагается переживание опыта заданных конфликтных ситуаций в упражнении «Неожиданная встреча» (Приложение 1).

Двое участников становятся на разложенной по полу веревке друг к другу на расстоянии около трех метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Представьте себе, что вы идете навстречу друг другу по узкому мостику над бурной рекой. Посередине пути вы встретились и вам надо разойтись. Мостик – это веревка. Кто поставит ногу на пол – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Для каждой пары дается определенная установка поведения при переходе:

1 пара – необходимо договориться, как перейти реку;
2 пара – нужно стараться во что бы то ни стало перейти через реку, не уступая дорогу сопернику;
3 пара – один из участников избегает столкновения и уступает дорогу другому.

 

Остальные ребята наблюдают за выполнением задания и находят для себя ответы на следующие вопросы:

– Кто, как вы думаете, кто оказался в выигрыше в данной ситуации?
– Какое решение ситуации наиболее эффективно?
– Какие эмоции испытывал каждый из участников ситуации? (Выполнение упражнения).

 

Выполненное упражнение необходимо обсудить для каждой пары:

– Как вы думаете, можно ли определить данную ситуацию как конфликтную?
– Почему?
– Что происходило с участниками пары?
– Как они разрешили данную ситуацию?
– Как вы думаете, как можно назвать данную тактику (стратегию) поведения в конфликтной ситуации? (Ответы участников и наблюдателей).

Ведущий: Мы видим, что в одной и той же ситуации ребята показали различные стратегии поведения. Сейчас мы узнаем о них подробнее.

 

Проводится упражнение «День рождения» с целью определения ведущей стратегии поведения в конфликте каждого из участников.

Ведущий: Представьте себе, что к вам на день рождения в гости пришли друзья и принесли с собой красивый торт, украшенный шоколадными фигурками. Вы позвали друзей пить чай. Но торт небольшой, его надо разрезать. Как вы поступите? Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:

    • попросите кого-нибудь из гостей или родных разрезать торт, так как боитесь кого-либо из них обидеть (Избегание);
    • разрежете сами, на свое усмотрение, при этом взяв себе самый большой и аппетитный кусок (Конкуренция);
    • разделите торт с учетом пожеланий гостей, а себе возьмете кусок, который останется (Приспособление);
    • постараетесь поделить торт поровну между всеми гостями, включая и себя (Сотрудничество);
    • торт поделите между гостями, а сами будете довольствоваться шоколадными фигурками (Компромисс).

Каждому участнику дается карточка с названием выбранной стратегии, которые они не показывают остальным (Приложение 2).

– Давайте разберем подробно каждую стратегию.

  Избегание: вы делаете вид, что разногласий между вами нет. Такая тактика требует терпения. Её хорошо придерживаться, если предмет спора не имеет для вас особого значения, либо вы надеетесь, что через некоторое время ситуация разрешится сама. Но постоянно пользоваться ею не стоит, так как в этом случае неприятные эмоции (злость, гнев) мы загоняем внутрь, а это не лучшим образом отразится на здоровье. Кроме того, конфликтная ситуация не разрешена, она сохраняется.

  Конкуренция: вы упорно отстаиваете свою точку зрения, ни в чем не уступая сопернику. Такая тактика оправдана, когда решается действительно что-то важное и значительное, и любая уступка серьезно затрагивает ваше достоинство или достоинство ваших близких, подвергая риску ваше благополучие, здоровье. Постоянная приверженность этой тактике может обеспечить вам репутацию скандалиста и неприятного человека.

  Приспособление: этот вариант предполагает, что од на из конфликтующих сторон отказывается от собственных интересов и приносит их в жертву для соблюдения интересов оппонента. В ряде случаев такой вариант наиболее правильный. Например, иногда стоит уступить близкому, дорогому вам человеку в ответ на его просьбу, тем более, если этот вопрос для вас не принципиален.

   Сотрудничество: вы смотрите на соперника как на помощника в решении возникшей проблемы, пытаетесь разобраться в его точке зрения, понять, как и почему он не согласен с вами, найти решение, устраивающее и вас и соперника. Это самая эффективная стратегия, но она отнимает много времени и сил.

 Компромисс: обе стороны идут на уступки для того, чтобы преодолеть спорную ситуацию. Интересы удовлетворяются не полностью, а частично. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. Например, вы договариваетесь с родителями, что можете приходить домой вечером на час позже при условии, что заранее сделали все необходимые дела.

 

Ведущий: Согласны ли вы со своими результатами? Как чаще всего вы поступаете в конфликтных ситуациях по отношению к родителям? А к друзьям? Какой из способов, на ваш взгляд, является самым легким? Самым трудным? Все стратегии имеют как плюсы, так и минусы, поэтому любая из них может быть эффективной. Нужно учитывать ситуацию, личность соперника и свою. Необходимо делать акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?». Следующее упражнение «Найди выход из ситуации» поможет нам определить для себя конструктивное разрешение конфликтных ситуаций.

Участники делятся на пары, им раздаются примеры конфликтных ситуаций. Они должны разыграть способы их разрешения.

 

Ситуация № 1

Участник 1. Представьте, что вы – учащийся со средними знаниями. Вчера вам нужно было подготовить домашнее задание по сложной для вас дисциплине. Однако в процессе подготовки вы начали переписку с подругой, и вам стало не до занятий. Потом вы решили понадеяться на удачу и легли спать. На паре преподаватель вас вызвал, вы ответили, как вам показалось, неплохо. Но педагог поставил вам всего лишь три балла. Вы чувствуете себя разочарованным и начинаете доказывать свою правоту.

Участник 2. Представьте, что вы – преподаватель. Вы хорошо знаете свою дисциплину и стремитесь передать свои знания учащимся. Но некоторые этому сопротивляются. Вот, например, учащийся …. Вы вызвали его, а он опять не готов. Несет какую-то чушь. Поставили ему три балла, хотя и это многовато для его ответа. Но он вдруг начал доказывать, что это слишком низкая отметка. Конечно, вам нужно убедить его в своей объективной оценке (Выполнение упражнения).

 

Ситуация № 2

Участник 1. Представьте, что вы встречаетесь с девушкой. В ваших отношениях не всё гладко, но вы любите друг друга. Вечером вы пошли прогуляться, однако вскоре девушка сказала вам, что уже поздно и ей пора домой, а вам – в общежитие. Вы заподозрили неладное и решили за ней проследить. Через полчаса вы увидели, как она встретилась со знакомым вам обоим парнем. Вы очень злы, как он посмел? Ведь он знал, что у вас отношения? Вы решили разобраться с парнем здесь и сейчас.

Участник 2. Представьте, что вам давно нравится одна знакомая девушка. Вы оказываете ей знаки внимания, но у нее есть парень. Сегодня вечером она написала вам, что с парнем рассталась и предложила встретиться. Вы обрадовались и согласились. Вдруг навстречу вам бежит ее уже бывший парень и, судя по его виду, настроен он недружелюбно. Вам нужно найти выход из этой ситуации (Выполнение упражнения).

 

Ситуация № 3

Участник 1. Представьте, что вы встречаетесь с девушкой, у нее скоро день рождения. Опыта у вас в таких делах мало, вы совсем не знаете, что ей подарить. Но ваш друг более опытный, и он обещал вам помочь с выбором подарка. Вы заранее договорились пойти по магазинам, звоните другу, но он говорит, что у него резко поменялись планы. А день рождения уже завтра, и вы решили прийти к нему и выяснить отношения.

Участник 2. Представьте, что у вас есть друг, который встречается с девушкой, у нее завтра день рождения. У друга это первые отношения, и он совсем не знает, что ей подарить. У вас больше опыта в отношениях, и вы обещали помочь ему с выбором подарка. Вы заранее договорились пойти по магазинам, но на завтра вам нужно доделать курсовой проект, и вы решили никуда не идти. Ваш друг очень обижен и высказывает вам своё недовольство. Вам нужно найти выход из этой ситуации (Выполнение упражнения).

 

Ситуация № 4

Участник 1. Представьте, что вы собираетесь погулять вечером с друзьями, пойти на дискотеку, но у вас уже нет денег (стипендия давно потрачена). Просите денег у папы, но он говорит, что вы плохо учитесь, не помогаете по дому и вообще уже надоели своим нытьем. Прогулка под угрозой срыва. Вам нужно уговорить папу и получить немного денег.

Участник 2. Представьте, что вы – папа. Ваш сын плохо учится, не помогает вам по дому, да еще и денег просит все время. Сегодня он собрался погулять вечером с друзьями, пойти на дискотеку, и просит, как всегда, денег. Вас это раздражает. Вы не хотите давать ему денег и говорите, что он не спешит выполнять ваши просьбы, поэтому и вы его не выполните (Выполнение упражнения).

 

Ситуация № 5

Участник 1. Представьте, что вы приехали на учебу из дома в общежитие с полной сумкой продуктов. На следующий день пошли на занятия, а сразу после занятий – гулять с подругой. Возвращаетесь в общежитие в предвкушении вкусного ужина, но в комнате вас ждет практически пустой холодильник. Вы злы и голодны и идете искать своего соседа по комнате, чтобы выяснить, куда делись продукты.

Участник 2. Представьте, что вы поссорились с родителями и назло им не поехали домой на выходные. Деньги у вас почти закончились, продукты – тоже. Придя с занятий, вы увидели полный холодильник аппетитной домашней еды, которую привез ваш сосед. Вам очень хочется есть, но сосед еще на пришел, и спросить не у кого. Вы решили немного подкрепиться и не заметили, как съели почти всё. Скоро вернется ваш сосед, и явно не обрадуется. Как разрешить сложившуюся ситуацию? (Выполнение упражнения).

 

Ведущий: Теперь давайте обсудим.

– Легко ли вам было искать выходы из ситуаций?
– А как вы поступаете в реальной жизни?

Конфликты стары, как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга, но не все видят проблемы одинаково. Чтобы осознать различия в восприятии людьми одной и той же ситуации, давайте разыграем старую индийскую сказку и попытаемся определить причину ошибки мудрецов.

 

Упражнение «Мудрецы и слон». Участники получают тест сказки, находят свою роль, а затем в процессе выполнения упражнения озвучивают слова, имитируя движения. Ведущий читает текст.

Мудрецы и слон

   Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецам захотелось его увидеть. Но как?
   – Я знаю, – сказал один мудрец, – мы потрогаем его.
   – Хорошая идея, – сказал второй, – тогда мы будем знать, какой он, слон.
   Итак, шесть человек принялись изучать слона.
   Первый потрогал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.
   – Слон похож на веер! – закричал первый мудрец.
   Второй мудрец потрогал ноги слона.
   – Он похож на дерево! – воскликнул он.
   – Вы оба не правы, – сказал третий, – он похож на веревку. – Этот человек нащупал слоновий хвост.
   – Слон похож на копье, – воскликнул четвертый.
   – Нет, нет, – закричал пятый, – слон как высокая стена! – Он говорил так, ощупывая бок слона.
   Шестой мудрец тоже дергал слоновий хвост.
   – Вы все не правы, – сказал он, – слон похож на змею.
   – Нет на веревку!
   – Змея!
   – Стена!
   – Вы ошибаетесь!
   – Я прав!
   Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И так и не узнали, как выглядит слон.

 

Вопросы для обсуждения:

Почему мудрецы не смогли узнать, как выглядит слон?
– Как мудрецы могли бы узнать это?

 

Рефлексия

Ведущий предлагает вопросы для обсуждения по кругу:

– Как вы считаете, что нужно делать, чтобы конфликты случались как можно реже?
– Что нового вы узнали для себя на сегодняшнем занятии?
– Будете ли вы использовать полученные сегодня знания в повседневной жизни?

Ведущий: Наша встреча подошла к завершению. Желаю вам, чтобы вы и окружающие вас люди были всегда готовы к сотрудничеству, а конфликтов в вашей жизни было как можно меньше!

 

Заключение

Мы не можем избежать конфликтов – они занимают важное место в нашей жизни. Люди часто представляют конфликт как борьбу за победу между двумя сторонами, как нечто отрицательное, чего нужно всеми силами избегать. Однако гораздо эффективнее воспринимать конфликт как проблему, в решении которой принимают участие и несут за него ответственность обе стороны. Умение разрешать конфликты – важный навык, необходимый для повседневной жизни.

В тренинге участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни. При этом игровой характер ситуации освобождает участников от практических последствий их действий, что расширяет границы поиска способов поведения.

Психологический анализ, осуществляемый группой совместно с педагогом-психологом, усиливает обучающий эффект. Нормы и правила социального поведения, стиль общения, разнообразные коммуникативные навыки, приобретенные в предложенном тренинговом занятии, учащиеся успешно переносят в реальную жизнь.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Список использованных источников

1 Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – Питер, 2011 
2 Любимов А. Мастерство коммуникации. – 2015. [Электронный ресурс] http://loveread.ec/view_global.php?id=54661
3 Конфликты и методы их преодоления: социально-психологический тренинг // Е.Осипова, Е.Чуменко. – М. :2007.

 

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий