В этом учебном году в Дошкольном центре развития ребенка Калинковичей стартовал образовательный проект «Информатика без розетки», направленный на формирование основ алгоритмической грамотности у воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет без использования компьютера.
На занятиях по программе «Информатика без розетки» дети развиваются и обучаются, играя. Образовательный процесс полностью построен на использовании дидактических игр, направленных на активизацию и развитие логического мышления и алгоритмических умений у дошкольников.
Образовательный проект Парка высоких технологий разработан для учреждений дошкольного образования Беларуси. Каждое занятие разбирается и обсуждается в режиме онлайн. А необычность проекта в том, что в настоящее время отсутствуют общеобразовательные программы по изучению информатики без использования компьютера.
Сотрудничество с Парком высоких технологий для нашего учреждения стало значимым событием. Мы вышли на новый уровень оказания образовательных услуг, смогли предложить родителям то, что соответствует запросам сегодняшнего дня.
Можно иметь в своем распоряжении самые лучшие учебные программы и современную материальную базу, но если не будет мотивированных, профессионально компетентных педагогов, все это будет бесполезным. Поиск мотивированных педагогов и их подготовка является первичной и одной из самых сложных задач образовательного проекта «Информатика без розетки». Умение привлечь в проект подходящие кадры – решающее условие обеспечения качества обучения. Педагоги нашего учреждения прошли онлайн-курс по методике проведения занятий в рамках программы «Информатика без розетки» и успешно сдали экзамен. В настоящее время сертификат тьютора имеют три наших педагогических работника.
С октября 2021 года у воспитанников появилась уникальная возможность почувствовать себя программистами в столь юном возрасте. Уже после первых занятий ребята с нетерпением ждут следующих. На занятиях юные айтишники рисуют, решают логические задачки, выполняют различные задания. Воспитатели дошкольного образования (они же – тьюторы) с помощью игр, музыки, раздаточных материалов развивают у детей логику и алгоритмическое мышление («Два обруча», «Кто поедет в поезде?», «Карты-картинки», «Найди отличия», «Умный художник», «Третий лишний»).
На каждом занятии присутствует кот Алесик – бренд проекта. Создание игровой мотивации и использование сказочного героя тесно взаимосвязаны. Появление любимого персонажа удивляет и увлекает каждого ребенка, вызывает стремление помочь ему, выручить и выполнить его просьбу. Алесик мотивирует и побуждает детей к познавательной и учебной деятельности.
Воспитанники с удовольствием помогают Алесику решить задачи, отгадать загадки, пройти лабиринт или отыскать затерянный клад. Ребята настолько погружены в проект, что продолжают решать задачи, играть и перевоплощаться после занятий в группе и дома с родителями.
Проект «зацепил» нас уже во время обучения: интересные и порой неподдающиеся вопросы, логические задачи, заставляющие мозг «закипать», новый уровень знаний, дающий уверенность в собственных силах. И еще одна немаловажная фишка проекта – упор на групповую форму работы. Найти компромисс, договориться, услышать, прийти совместно к правильному решению – всему этому научились мы, педагоги, проходя курс обучения, и теперь с радостью учим так же взаимодействовать наших детей. Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроле знаний, то есть на любом этапе, при любом виде занятия. Для эффективной работы в паре и подгруппе детей необходимо учить особой форме взаимодействия – учебному сотрудничеству.
«Информатика без розетки» – это наличие брендовой атрибутики во всем: у воспитанников есть своя форма одежды, учебные принадлежности, на этапе рефлексии используются нестандартные карты самооценки с наклейками котят с разным эмоциональным выражением мордочек, свой дидактический учебный материал. Эта особенность позволяет достигать неповторимого своеобразия занятий, мотивирует и сплачивает детей.
В проекте «Информатика без розетки» родители должны стать активными помощниками детей и постоянными участниками образовательного процесса. Только благодаря совместной деятельности возможно добиться нужных результатов.
По словам родителей, дети ходят на занятия с большим интересом. Результат не заставил себя долго ждать – воспитанники стали более усидчивыми, внимательными и смышлеными. А еще – перестали бояться трудностей!
Несмотря на первый год участия, у нас уже максимум впечатлений от проекта! Совместная работа над проектом позволяет нашему дошкольному центру находиться в режиме творческого поиска и открывает новые возможности и перспективы для развития.
Людмила ДРУЧКОВА,
заместитель заведующего
Дошкольным центром развития ребенка Калинковичей