Серия дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) “Путешествие в мир театра”

- 16:20Дошкольное образование. Материалы к занятиям, Методичка

 

Нина ТЕРЕШКО,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «ДЦРР г.п. Кореличи»,
Гродненская область

 

 

 

Какая картинка лишняя?

Цель: закрепление знаний детей о видах кукольного театра, развитие умения классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать, рассуждать, делать выводы; развитие мышления, внимания, памяти.

Игровой материал: карточки с изображением видов кукольного театра (теневого, театра ложек, пальчикового театра, театра би-ба-бо, театра марионеток, театра ростовых кукол), смайлики, театральные куклы.

Ход игры

Педагог предлагает детям карточки с несколькими окошечками, где располагаются изображения, относящиеся к одному виду кукольного театра, и здесь же среди них в каком-либо окошечке одно лишнее изображение, относящееся к другому виду кукольного театра. Детям необходимо закрыть лишнее изображение и аргументировать свой выбор. Например, три изображения относятся к классификации «теневой театр», а изображение кукол на пальчиках – к классификации «пальчиковый театр». Это изображение лишнее. За правильный ответ педагог выдает смайлик.

 

Поможем Незнайке

Цель: закрепление обобщающего понятия «театр», развитие мышления, речи-доказательства.

Игровой материал: карточки с изображениями, относящимися к театру (партер, балкон, фойе, буфет) и несколько карточек с изображениями, таковыми не являющимися.

Ход игры

Детям предлагается игровая ситуация: Незнайка недавно ходил в театр на спектакль и сделал фотографии театра, но запутался и никак не может разобраться, какие из его фотографий были сделаны в театре, а какие фотографии к театру не относятся. Необходимо отобрать картинки, относящиеся к театру, назвать лишние изображения и объяснить свой выбор.

 

Посылка

Цель: формирование представлений детей о театре.

Игровой материал: карточки либо предметы по теме «театр», мешочек или красивая коробочка.

Ход игры

Ведущий (почтальон) приносит посылку и рассказывает о находящемся в ней предмете, не называя его: отмечает его признаки, рассказывает, какие действия можно с ним совершать. Посылку получает тот, кто отгадал её содержимое.

 

Пишем сценарий сказки

Цель: развитие воображения, мышления, связной речи воспитанников.

Игровой материал: мешочек из непрозрачного материала, картинки с различными схематическими изображениями.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям поработать сценаристами и придумать собственный сценарий сказки. В мешочек из непрозрачного материала складывают несколько картинок, на которых схематически изображены какие-либо объекты. Вызванные дети опускают руку в мешочек, достают картинку и называют, на что похожи изображенные объекты. Таким образом определяются герои сказки, которую предлагает детям сочинить воспитатель. Дети делятся на несколько подгрупп, и каждая подгруппа придумывает свой вариант сценария сказки.

 

Сценаристы – артисты

Цель: развитие связной речи, воображения, артистических способностей воспитанников.

Игровой материал: лист бумаги, карандаши, атрибуты для драматизации придуманной истории.

Ход игры

В этой игре может принимать участие большое количество игроков. Воспитанники делятся на две группы. Участники одной подгруппы – сценаристы зарисовывают историю, схематично изображая её эпизоды. Участники другой подгруппы – артисты должны придумать по данной схематичной модели интересную историю и рассказать её содержание в ролях.

 

Кто работает в театре

Цель: уточнение знаний детей о профессиях людей, работающих в театре.

Игровой материал: карточки с изображением людей, занимающихся какой-либо театральной профессией, карточки с изображением инструментов, одежды и материалов, относящихся к театральным профессиям.

Ход игры

   1 вариант. Детям раздаются карточки с изображением людей, занимающихся какой-либо театральной профессией. Воспитатель (водящий) перед собой раскладывает карточки с изображением инструментов, одежды и материалов, относящихся к театральным профессиям. Далее, воспитатель наугад поднимает карточку, называет предмет. Игрок, на карточке у которого имеется соответствующая названному инструменту профессия, берет карточку, объясняет свой выбор. Например, грим и кисточки нужны гримёру.

   2 вариант. Воспитатель задаёт вопрос ребёнку:

– Кто главный в театре?
– Кто играет в спектаклях?
– Кто играет на скрипке?
– Кто отвечает за световые эффекты?
– Кто работает в буфете?
– Кто работает в гардеробе?
– Кто помогает зрителям найти свои места в зале?
– Кто руководит оркестром? и т.д.

Ребёнок отвечает на вопрос и находит нужную карточку с изображением человека, занимающегося какой-либо театральной профессией, а затем подбирает к ней соответствующую карточку с изображением предметов, необходимых человеку данной профессии.  

 

Правила поведения в театре

Цель: знакомство с правилами поведения в театре; побуждение к доброжелательным отношениям, правильному осознанию своего поведения и поведения других.

Игровой материал: карточки на тему «Как вести себя в театре», алгоритм рассказа на тему «Мы идём в театр».

Ход игры

Воспитатель. Вы любите ходить в театр? Какие спектакли вам запомнились? (Ответы детей). Что вам запомнилось в театре, что понравилось, а что – нет? (Ответы детей).

Воспитатель. Театр – всегда праздник для нас. Здесь мы с удовольствием следим за развитием действия, наслаждаемся игрой любимых актёров. Но порой нашу радость омрачают зрители, которые не умеют вести себя в театре. Вы хотите быть хорошими зрителями? Тогда познакомимся с правилами поведения в театре.

   1 вариант игры. Воспитатель предлагает вниманию детей картинки, напоминающие о правилах поведения в театре. Разбираются различные ситуации.

   2 вариант игры. Дети вместе с воспитателем составляют правила поведения в театре и схематически зарисовывают их, либо воспитатель предлагает детям готовый алгоритм «Мы идём в театр», с помощью которого дети составляют рассказ о правилах поведения в театре.

Воспитатель. Вот мы с вами и закрепили правила поведения в театре. Надеюсь, что когда вы пойдете туда с родителями, вы не забудете про эти правила, будете воспитанными и культурными! Мне бы хотелось, чтобы артисты были довольны вами, хорошими зрителями.

 

Я начну, а ты продолжи…

Цель: совершенствование знаний детей о театре; упражнения в согласовании прилагательных с существительными.

Игровой материал: мяч.

Ход игры

Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч одному из детей и говорит, например, «Оркестровая», а ребёнок должен ответить: «Оркестровая яма» и бросить мяч воспитателю.

   Усложнение: воспитатель называет существительное, а дети должны подобрать к нему прилагательное.

Зрительный…
Большой…
Кукольный…
Театральная…
Главный…
Большая…
Малая…
Заслуженный…
Народная…
Оперный…

 

Театральные истории

Цель: развитие умения составлять рассказ по сюжетной картинке, речи и мышления детей.

Игровой материал: сюжетные картинки по теме «театр».

Ход игры

На столе или в красивой коробке лежат сюжетные картинки по теме «театр». Воспитатель предлагает ребёнку составить по картинке рассказ, сказку. Глядя на картинку, ребята стараются описать изображение на ней, стремясь к составлению единого, логически связного рассказа.

 

Такие разные театры

Цель игры: знакомство детей с различными театральными направлениями. Развитие зрительное восприятия, мышления. Упражнение в составлении связного рассказа, активизация словаря детей. Расширение кругозора, воспитание интереса к новому, любви к театру, желания стать «актером».

Игровой материал: пять больших игровых карт с изображениями пяти видов театральных направлений и несколькими пустыми окошками, 15 маленьких карточек с разными картинками, соответствующими определенному виду театрального направления.

Ход игры

  1 вариант игры. Каждому игроку дается большая игровая карта. Маленькие карточки перемешиваются и раскладываются оборотной стороной вверх.

Первый игрок переворачивает любую карточку. Если изображение на ней относится к виду театра на его игровой карте, он оставляет её себе. Если не совпадает, то кладет обратно и ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым соберет полностью свою карту.

   2 вариант игры. Ребёнок, получивший большую карту, должен назвать вид театра, профессии людей работающих в театре, реквизит и подобрать маленькие карточки, соответствующие данному театральному направлению.

   3 вариант игры. Ребёнок берёт понравившуюся ему карточку. Он должен рассказать о том, что изображено на карточке. Если он затрудняется в ответе, взрослый говорит со всеми детьми об этом театре и его особенностях или просит желающего ребенка рассказать все, что он знает.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий