Каковы причины анализируемой реформы? Прежде всего, необходимость подведения конституционного базиса под те рубежи, на которые вышла Беларусь к началу 2020-х гг. Судя по содержанию ныне действующего Основного закона, Беларусь является суперпрезидентской республикой. Это вполне подходило для переходного периода. Но сейчас другое время, которое требует перераспределения полномочий между ветвями власти.
В проекте существенно расширяются полномочия обеих палат Национального собрания, Совета Министров, местных органов власти. Здесь же впервые прописаны полномочия Всебелорусского народного собрания (ВНС). Отличительная черта проекта — существование главы 31, всецело посвященной ВНС. ВНС впервые получает конституционно-правовой статус. Глава состоит из 6 статей.
Статья 893 включает 12 позиций, по которым прослеживаются полномочия ВНС. Эти позиции можно объединить в четыре блока. Первый блок — утверждение стратегически важных решений, контроль над их исполнением. Второй блок — нахождение на страже волеизъявления белорусского народа. Третий блок охватывает кадры: назначение, смещение, спрос за работу, поощрение, награждение. В данный блок входят позиции: седьмая, девятая, одиннадцатая, двенадцатая. Самая значимая из них — седьмая. И вот почему. Вдумаемся в ее формулировку: “ВНС принимает решение о смещении Президента с должности в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления”. Такие полномочия, прежде всего, предопределяют превращение ВНС в один из важнейших элементов системы сдержек и противовесов белорусского общества.
В проекте записано, что ВНС “по предложению Президента, предварительно согласованному с Президиумом Всебелорусского народного собрания: избирает Председателя и судей Конституционного Суда и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом; избирает Председателя и судей Верховного Суда и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом; избирает Председателя и членов Центральной избирательной комиссии и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом”.
Заслуживает быть отмеченной новация, связанная с государственными наградами. Глава государства не может сам себя награждать. Судя по содержанию одиннадцатой позиции, наконец-то найден выход. Кроме того, настала необходимость разгрузить исполнительную власть по вопросу о данных наградах. Ядро двенадцатой позиции прослеживается в следующей формулировке: ВНС “дает обязательные для исполнения поручения должностным лицам, получает информацию от должностных лиц”.
Четвертый блок — принятие решений на предмет корреляции организационно-правового, концептуального, практического аспектов политики безопасности. Соответствующие полномочия ВНС прописаны в восьмой и десятой позициях. “ВНС
8) вправе ввести на территории Республики Беларусь чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией, и в случае бездействия Президента по этим вопросам. Введение чрезвычайного или военного положения рассматривается Всебелорусским народным собранием по инициативе Президиума Всебелорусского народного собрания или Совета Республики;
10) по предложению Президента принимает решение о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности”.
Нынешняя Конституционная комиссия внесла коррективы в некоторые права и обязанности гражданина. Укреплен конституционный базис под правом на жизнь, свободой, неприкосновенностью и достоинством личности, правом на благоприятную окружающую среду, информацию.
Особого внимания заслуживают поправки, связанные с патриотическим воспитанием, культурой исторической памяти. Нелишне подчеркнуть, что 1 января наше Отечество вступило в объявленный главой государства Год исторической памяти. Нельзя давать зеленый свет распространению в информационном пространстве фальсификации истории.
Введена новая статья, полностью посвященная роли государства в удовлетворении потребностей молодежи. Усиливается роль семьи в воспитании подрастающего поколения. Повышается поддержка малообеспеченных семей, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями. Принципиальное значение имеет закрепление в статье 32 понятия брака как союза женщины и мужчины.
Капитально разработаны все аспекты, связанные с гарантиями прав граждан. Об этом красноречиво свидетельствует содержание статей 58—62. Весьма важно следующее дополнение к статье 60: “Решения и действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц, ущемляющие права и свободы, могут быть обжалованы в суде”. Это существенно повышает правовую защищенность граждан, убедительно демонстрирует равенство всех наших соотечественников перед законом, требует большей ответственности от тех, кто принимает решения в высоких кабинетах.
Учет связи между правами человека и гражданским обществом четко прослеживается в статье 5: “Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют реализации и защите прав, свобод и интересов человека и гражданина”.
Прослеживается преемственность при характеристике белорусского государства как правового, социального, демократического, унитарного, миролюбивого. По сравнению с ныне действующей Конституцией отсутствуют упоминания о нейтралитете Беларуси, ее безъядерном статусе. Это позволит белорусскому государству еще более продуктивно участвовать в интеграционных процессах.
Михаил СТРЕЛЕЦ,
доктор исторических наук, профессор
Анатоль НАСКОЎ,
начальнік аддзела па адукацыі Брэсцкага гарвыканкама:
— За 26 гадоў пасля прыняцця існуючай Канстытуцыі свет моцна змяніўся, таму цалкам заканамерна, што ўзнікла неабходнасць у абнаўленні Асноўнага закона ў адпаведнасці з новымі выклікамі на аснове гістарычнага вопыту і нацыянальных традыцый.
У праекце змяненняў і дапаўненняў замацаваны сучасныя прынцыпы сацыяльна арыентаванай дзяржавы з рыначнай эканомікай. Гэта азначае, што кожнаму грамадзяніну па-ранейшаму гарантуюцца бясплатная адукацыя і медыцына, надзейная абарона працоўных і іншых правоў. Акрамя гэтага, істотна пашыраюцца сацыяльныя гарантыі.
Падтрымліваю палажэнні па замацаванні шлюбу як саюза мужчыны і жанчыны і захаванні гістарычнай праўды і памяці пра гераічны подзвіг беларускага народа ў гады Вялікай Айчыннай вайны. Гэта надзвычай важна ў маральна-патрыятычным выхаванні моладзі. Традыцыйныя сямейныя каштоўнасці і трагічны вопыт продкаў павінны быць надзейна абаронены ад наўмысных дэструктыўных скажэнняў нядобразычліўцаў.
Вельмі важна, што новая рэдакцыя Канстытуцыі не капіруе чужыя законы, а сцвярджае ўласную мадэль народаўладдзя, прадстаўленую вышэйшым прадстаўнічым органам — Усебеларускім народным сходам, які выступае гарантам кансалідацыі грамадства ў выпадку магчымага палітычнага дысбалансу. Лічу, што аўтарам праекта абноўленага Асноўнага закона ўдалося адаптаваць яго да канкрэтных гістарычных умоў і грамадскіх запытаў з акцэнтам на найбліжэйшую перспектыву.
Валерый БАРАШКОЎ,
першы народны настаўнік Беларусі, настаўнік фізікі Магілёўскага абласнога ліцэя № 1:
— Унясенне змяненняў і дапаўненняў у Канстытуцыю — гэта рух наперад. Свет не стаіць на месцы, і мы павінны ўлічваць сучасныя рэаліі.
Новыя выклікі, з якімі мы сутыкаемся ў апошні час, патрабуюць пэўных змен. Тут як з аўтамабілем. Любой машыне патрэбен тэхнічны агляд, рамонт, абнаўленне. Вадзіць умеюць многія, але мала хто ведае ўнутраную будову аўтамабіля. А механізм пабудовы дзяржавы яшчэ больш складаны. Таму асабліва значна, што ўсе змяненні ў Асноўны закон прапрацоўвалі тысячы людзей, сотні спецыялістаў у розных сферах. Значна і тое, што ў кожнага грамадзяніна была рэальная магчымасць унесці свае прапановы, якія сапраўды разглядаліся і ўкараняліся. Падобнае грамадскае абмеркаванне неабходна, бо, ствараючы такі жыццёва важны дакумент, трэба ўсё прадугледзець.
Паправак прапанавана дастаткова многа. Але важна, што захоўваецца эфектыўная мадэль сацыяльна арыентаванай дзяржавы, якая стваралася на працягу шэрага гадоў. Непарушнымі застаюцца таксама прынцыповыя палажэнні, якія вызначаюць неад’емнае права беларускага народа на самавызначэнне, на захаванне нацыянальнай самабытнасці і суверэнітэту, культурных і духоўных традыцый, незалежнасці рэспублікі.
Гаворачы аб праекце Канстытуцыі, хацелася б спыніцца на артыкуле аб патрабаваннях, што прад’яўляюцца да чалавека, які хацеў бы
стаць Прэзідэнтам. Яны сталі больш жорсткімі. Да ўзросту, адукацыі, часу пражывання ў Беларусі дададзены яшчэ адзін аспект. Прэтэндэнтам у кандыдаты зможа стаць толькі той, хто раней не быў грамадзянінам іншай краіны ці не меў за мяжой пасведчання на права жыхарства. На мой погляд, гэта правільнае рашэнне. Бо гэтая пасада — лёсавызначальная для ўсёй краіны. Прэзідэнтам павінен быць чалавек, які мае вопыт кіравання, які будзе служыць людзям, свайму народу. І ў корані няправільна выбіраць лётчыка сярод пасажыраў самалёта. У гісторыі нямала прыкладаў, да чаго гэта можа прывесці.
Наогул, лічу, што абсалютна ўсе змяненні і дапаўненні Канстытуцыі правільныя. Яны павінны забяспечыць большую стабільнасць і далейшы росквіт нашай дзяржаве. Заклікаю ўсіх беларусаў праявіць сваю грамадзянскую пазіцыю, прыйсці на рэферэндум і прагаласаваць. Усім разам выбраць сваю будучыню.
Подробнее на pravo.by