Декада ярких и интересных открытых уроков с использованием разных способов визуализации прошла в средней школе № 2 Кировска имени К.П.Орловского.
На открытых учебных занятиях педагоги показали основные виды визуализации, применяемые в профессиональной деятельности: мультимедийная презентация, видеоролики, диаграммы, таблицы и схемы, иллюстрации, инфографика, ментальные карты, кластеры.
В начальной школе на уроках математики учителя постоянно используют графический способ подачи материала – инфографику. Это и метод моделирования числовых данных с помощью схемы, и использование отрезков для моделирования понятий, и использование таблиц для структурирования материала, и использование диаграмм при решении задач.
С целью представления информации в удобной для восприятия форме на уроках предмета «Человек и мир» учителя применяют видеоролики и мультимедийные презентации. Для отображения ключевых моментов используют приём «Корзина идей», где учащиеся по очереди называют факты по изучаемой теме, не повторяя уже изученное. При обобщении изученного материала — приём «Составление кластера».
У педагогов русского языка и литературы в арсенале — схемы и таблицы, презентации и фрагменты художественных произведений, различные интерактивные задания. Для закрепления и систематизации учебного материала учителя используют приёмы «Составление кластера», «Написание синквейна», «Лента времени», «Коллаж», что способствует развитию умений предполагать, анализировать, структурировать, дополнять, фиксируя главное.
На уроках истории, обществоведения для запоминания больших объёмов информации, структурирования идей наши учителя полагаются на интеллект-карты по различным темам. С помощью таблиц, диаграмм, графических элементов педагоги создают инфографику, так как создание образов для каждой фразы позволяет запомнить смысл без особых усилий. Применяются и такие приёмы, как загадочная картинка, карикатура, облако слов.
А вот учителя биологии для развития ассоциативного мышления, нахождения нестандартных решений используют ментальные карты, кластеры, скетчноутинг.
Для того чтобы учащиеся не только понимали представляемый им материал и запоминали его, но и чтобы представляемая визуализация была им действительно интересна, учителя максимально разнообразили традиционные способы визуализации урока новыми средствами. Педагоги уверенны, что эти методы позволяют поддержать познавательную деятельность учеников, повысить уровень заинтересованности в изучении материала, увеличить объём запоминаемой информации, сформировать образное мышление, обеспечить систематизацию полученных знаний.
Татьяна ЛЫБЗИКОВА,
заместитель директора по учебной работе
средней школы № 2 Кировска имени К.П.Орловского