Выставка средств альтернативной коммуникации в ЦКРОиР Свислочского района

- 14:00ГРОДНЕНЩИНА, Регионы

В центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Свислочского района силами педагогов организована методическая выставка средств альтернативной коммуникации.

В соответствии с результатами анкетирования, проводимого с педагогическим коллективом центра, наибольшие трудности при организации работы по развитию коммуникативных навыков возникают при необходимости осуществить выбор соответствующих методик и приемов для реализации задач в этом направлении. Так возникла необходимость демонстрации вариативности дидактических пособий, используемых педагогами в практической деятельности по формированию навыков общения у обучающихся, и была организована методическая выставка.

В ходе проведения мероприятия специалистами ЦКРОиР были продемонстрированы приемы использования как простых картинных символов коммуникации, представляющих собой черно-белые контурные рисунки с соответствующими подписями, так и леб-карточек, позволяющих ввести в словарь такие абстрактные понятия как «теплый – холодный», «много – мало». Педагогами безапелляционно доказано, что пиктограммы – неотъемлемое средство обучения неговорящих детей навыкам общения. Безусловное преимущество их применения заключается в ориентировании и оперировании одними и теми же изображениями всеми участниками коммуникации. Использование пиктографического кода в каждом конкретном случае позволяет ребенку достичь определенной социальной независимости, заместить экспрессивную речь.

Учитель класса презентовала широко используемую в организации повседневного общения обучающихся «Доску желаний», позволяющую им сообщать о своих потребностях, испытываемых эмоциях на данный момент, а также устанавливать последовательность режимных моментов, что значительно повышает результативность общения. Кроме того, педагог представила авторские «Я-книги» – индивидуальные альбомы с изображением людей и предметов, знакомых детям, предоставляющие им дополнительную возможность общаться на различные темы, сообщать о прошедших событиях, отвечать на вопросы.

Воспитателем для инициирования спонтанной коммуникации детей с тяжелыми и множественными нарушениями используются иллюстрированные алгоритмы различных видов самообслуживания (мытьё рук, чистка зубов, умывание) с применением стратегии «Повседневные действия». Так, в процессе выполнения определенных действий ребенок учится предвидеть и реагировать на них. Для инициирования спонтанной коммуникации периодически намеренно опускаются определенные шаги, что предоставляет ребенку возможность потребовать действовать в привычном режиме с использованием соответствующих символов.

Специалистами СППС продемонстрированы результаты работы по созданию и использованию индивидуальных коммуникативных планшетов, способствующих повышению самостоятельной коммуникативной активности каждого ребенка. Используемый в них словарь составлен на основе систематического наблюдения за реальной ситуацией, которая представлена в таблицах (игра в машинки, прием пищи, складывание кубиков), а также исходя из визуальных способностей каждого обучающегося.

 

Анна АВСЕЙКО,
директор ЦКРОиР Свислочского района,
Инна ГЛЯКОВСКАЯ,
заместитель директора по основной деятельности

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий