В рамках инновационной деятельности по внедрению технологии «многомерного чтения» (консультант проекта С.И.Гин) в средней школе № 3 Ошмян во вторых классах в последний день перед каникулами проводится день самообразования.
Возможно ли реальное самообразование в начальной школе, причем такое, чтобы дети сами хотели им заниматься? Ответ однозначный – да!
Учащихся заранее предупреждают, что надо будет принести 2-3 любые познавательные книги и журналы для детей младшего школьного возраста. Также различные детские энциклопедии приносит и учитель.
Сначала мы изучали «ассортимент» (детская энциклопедия «Животные», «Киты и дельфины», большая детская энциклопедия «В вопросах и ответах «Что? Зачем? Почему?», «Атлас животных», «150 интересных ПОЧЕМУ?», «Хочу всё знать!», «Животные джунглей», «Тело человека», «Всё обо всём» и многие другие), а далее для самостоятельной работы ученик выбирал одну из книг. Потом под руководством учителя в тетради записывали дату, название выбранной темы. И после этого на протяжении одного-двух уроков учащиеся самостоятельно изучали и выписывали только новую интересную информацию, которой захотелось поделиться, при этом она должна быть понятной и доступной. В тетради выполняли зарисовки понравившихся иллюстраций. А затем один-два урока посвящаются обсуждению прочитанного. Учащиеся по одному у доски представляют свою работу – зачитывают выписки, показывают рисунки, отвечают на вопросы.
Такая форма проведения последнего учебного дня не требует никакой специальной подготовки, дополнительного оборудования и т. д. Сначала дети читают и пишут, а затем рассказывают.
Таким образом, день самообразования предполагает целенаправленное развитие учащихся, которые сами хотят образовываться, а задачей учителя становится обеспечение условий и организация деятельности. К тому же подобная ситуация может стать стимулом к совершенствованию навыка чтения.
Ирина АНДРИЛОВИЧ,
классный руководитель 2 «А» класса
средней школы № 3 Ошмян