Как помочь учащимся смело говорить на иностранном языке

- 13:42Иностранный язык. Идеи, Методичка

 

Тамара БУЙНОВСКАЯ,
учитель английского языка
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

 

Коммуникация – это общение. И особенно она важна сегодня, когда технологии твёрдо вошли в каждый дом. Считаю, что обучение инициативной речи учащихся является самым важным для общения на иностранном языке. Это речь, где ведущим является наличие собственной мысли говорящего, присутствует естественная человеческая потребность в общении. Это творчество, идеи, поступки, в общем, все, что помогает научиться правильно и красиво разговаривать.

На уроках учащиеся постоянно вступают в коммуникацию с помощью диалогового общения: задается вопрос, и, как правило, на него последует ответ. Неплохо, но порой слишком просто. Ситуацию можно изменить, предлагая детям неразвёрнутые ситуации – это такие ситуации, когда даётся только намёк на какое-то действие, совершаемое говорящим лицом. Такая «неразвёрнутость» ситуации и является предпосылкой для самого широкого использования домысла, фантазии, т. е. вовлечения всех учащихся в речевую деятельность, соответствующую интересам, опыту и языковой возможности каждого из них. Чем меньше очерчена ситуация, тем активнее вовлекаются в процесс решения речевой задачи учащиеся.

Приведу пример. Я сообщаю группе: «Вчера Алиса весело смеялась. Что вызвало у неё такой смех?» Учащиеся пытаются понять причину смеха: «видела смешной фильм по интернету», «кто-то рассказал ей весёлую шутку», «увидела что-то смешное на улице», «читала смешной рассказ» и т. д.

Учащимся, которые имеют трудности, а порой просто боятся говорить, предлагаю картинки-схемы, они являются более действенным стимулом, вызывающим полет фантазий. Такая форма наглядности даёт отправной момент, направление, и основной стержень для высказывания или беседы, основанной на внутренней наглядности, имеющейся у учащегося, не ограничивая определёнными рамками его творческую речевую активность.

Прежде чем приступить к работе, следует объяснить, что учащиеся должны говорить не столько об изображённом на картинке, сколько о том, что на ней не представлено, а именно: кем может быть изображённое лицо, что предшествовало приведённому моменту, как будут развиваться события дальше и к чему приведут и т. д. Такую работу по картинкам с неразвёрнутыми ситуациями можно проводить на одном уроке или на протяжении серии уроков. Учащиеся никогда не остаются равнодушными к такому виду работы и с большим желанием продолжают сюжетную линию, придуманную учителем или кем-то из их одноклассников. Итогом работы могут стать придуманные истории, самопрезентации, творческие работы и проекты.

Для стимулирования инициативной речи учащихся можно использовать так называемые провокационные вопросы. Провокационный вопрос – это вопрос, который противоречит известным, возможным, объективно существующим ситуациям. Главная задача этого приёма – стимулировать речевую деятельность учащихся в защиту «истины». Здесь создаются условия для вовлечения в речевую деятельность не одного, а ряда учащихся. Прием «провокационных вопросов» – хорошее упражнение для развития творческой речи учащихся, особенно если им пользоваться в меру и своевременно.

Из собственного опыта делаю вывод: учителю следует всегда помнить, что развитие инициативной речи зависит не только и даже не столько от объема лексического материала, которым владеют учащиеся, сколько от моментов психологических и дидактических. Можно выражать свои мысли, свои эмоции к происходящему и при помощи небольшого объема языкового материала, а можно молчать, стесняться говорить, владея достаточным объемом. Задача учителя – помочь учащимся преодолеть этот барьер, после чего они обязательно заговорят на иностранном языке как на родном.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий