Психолого-педагогическая компетентность воспитателя как условие успешного партнерства с семьёй

- 17:18ГРОДНЕНЩИНА, Регионы

В Новогрудской специальной школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями психического развития, трудностями в обучении прошло заседание методической секции воспитателей «Кружок качества» на тему «Психолого-педагогическая компетентность воспитателя как условие успешного партнерства с семьёй».

На секции обсуждались вопросы взаимодействия родителей и учащихся, технологии проведения родительских собраний, психолого-педагогическая культура семьи и методы её изучения. Для воспитанников 7– 8-х классов был проведен час общения с элементами тренинга «Конфликты в нашей жизни и пути их решения».

Межличностный конфликт в подростковом возрасте может быть рассмотрен как ситуация интенсивного личностного развития, связанного с переструктурированием когнитивных образований, динамикой мотивов и ценностей. Этот процесс может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на развитие личности подростка. Педагоги и родители должны осуществлять воспитательный процесс, не подавляя конфликты между молодыми людьми, а развивая у них коммуникативные качества, объективную самооценку и здоровую критичность к окружающим. Взрослые должны формировать у подростков навыки конструктивного взаимодействия.

В начале мероприятия учащиеся услышали притчу о соревнованиях зверей в лесу. Такой метод воздействия оказался эффективным. В притче в метафоричной форме содержалась информация, позволяющая оценить то, что каждый человек неповторим, и в мире нет двух людей, во всём похожих, а также о том, что у каждого есть свои сильные и слабые стороны.      

На классном часу обсуждались вопросы межличностного общения и взаимодействия в подростковой среде. Цель мероприятия «Конфликты в нашей жизни и пути их решения» предполагала развитие и поиск путей профилактики конфликтов между учащимися, родителями и педагогами.

При разработке занятий у меня было стремление сделать содержание материала доступным и увлекательным для учащихся. Это достигалось за счёт простоты языка, подбора интересных проблемных ситуаций и примеров, установления связей с жизненным опытом учащихся. На примерах проблемных ситуаций из собственной школьной жизни («Пример с компьютером», «Мой велосипед, «Фальшивый друг», ситуация «Контро- страйк», «Выпуск газеты») участники разбирали и изучали стратегии поведения, развивали навыки по управлению конфликтом. Осваивая стратегии противоборства, компромисса, избегания, сотрудничества, приспособления, учились определять причины разногласий, занимались выработкой правил выхода из конфликтной ситуации.

Применение проблемных ситуаций вызвало живой интерес у учащихся, способствовало формированию у них позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия.

Использование словарной работы на воспитательном мероприятии позволило перенести из пассивного словаря в активный слова: конфликт, конфликтующие стороны, стратегия, напористость, кооперация, терпимость. Учащиеся обогатили свой словарный запас, научились использовать эти понятия правильно, к месту.

Подростки с интересом слушали, спорили, приводили примеры, задавали вопросы. По окончании классного часа звучали такие оценки детей, как «интересно», «полезно», предложения провести еще разговоры на тему поведения в ситуации конфликта, тестирование, направленное на определение внутри и межличностной конфликтности, склонности к определенным типам конфликтного поведения.

В конце занятия участники высказались о том, что человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом случае, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, надо думать о последствиях.

Много хороших дел ждет вас впереди, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, честными, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства.

 

Ирина ДЕНИСЕВИЧ,
воспитатель Новогрудской специальной школы-интерната
для детей с тяжелыми нарушениями речи,
нарушениями психического развития, трудностями в обучении

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий