Использование приёма «Кубик Блума» на уроках литературного чтения в начальной школе  

- 12:47Методичка, Начальная школа. Идеи

 

Татьяна МУССКАЯ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область

tana6723@mail.ru

 

 

 

Воспитание «талантливого читателя», со слов С.Я.Маршака, начинается с раннего детства. Именно в начальной школе закладываются основы формирования читательской грамотности. От умения читать вдумчиво, анализировать прочитанное, самостоятельно добывать информацию из текста, делать выводы напрямую зависит успешность учащегося в старшей школе и профессиональной деятельности. Литературное чтение как предмет в начальной школе в полной мере обеспечивает не только формирование литературного читательского опыта, но и развитие метапредметных компетенций младшего школьника. Грамотный читатель, используя личностный опыт и знания, оперирует литературным материалом на трёх уровнях – «Знаю», «Умею», «Творю».

На своих уроках для формирования читательской грамотности я использую приём «Кубик Блума». Б.Блум известен как автор теории педагогической практики, разделяющей образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную.

Кубик Блума представляет собой обычный куб, на гранях которого написаны слова: «Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Все вопросы должны начинаться со слова, которое выпало на грани.

 

Фрагмент урока литературного чтения во 2-м классе по тексту С.Воронина «Голая лягушка»

Этап рефлексии. Работа организована в группах (6 групп по числу граней, на группы распределялись по методике «Светофор»).

Кубик бросают представители каждой группы.

 

Грань «Назови»

Предполагает воспроизведение знаний о содержании сказки. Это самые простые базовые вопросы.

– Назовите главных героев сказки.
– Назови, какой была лягушка в начале рассказа.
– Назовите, как относились к лягушке морские обитатели.
– Назовите, что выросло из чешуи лягушки.

 

Грань «Почему»

Вопросы позволяют сформулировать причинно-следственные связи событий, происходящих в сказке с героями.

– Почему лягушке хорошо жилось в море?
– Почему морские обитатели любили лягушку?
– Почему лягушка зазналась?
– Почему лягушка решила выпрыгнуть на берег?
– Почему она теперь прыгает то в воду, то на берег?

 

Грань «Объясни»

Вопросы этой группы помогают объяснить и уточнить все факты из жизни лягушки, выразить личное отношение к тому, что случилось с лягушкой. Учащиеся не найдут ответ в тексте, им придётся использовать свой жизненный опыт, умение рассуждать над проблемой.

– Объясни, ты точно уверен, что лягушка заслуживала восхищение морских обитателей?
– Ты уверен, что лягушка наказана по заслугам?
– Ты уверен, что автор правильно назвал сказку – не «Лягушка», а именно «Голая лягушка»?

 

Грань «Предложи»

Эта группа вопросов предполагает использовать творческие способности на пути решения проблемы, возникшей в жизни лягушки.

– Предложи свой вариант развития событий.
– Предложи морским обитателям мудрое решение проблемы.

 

Грань «Придумай»

Блок этих вопросов тесно связан с гранью «Предложи» и предполагает развитие у учащихся креативного, творческого мышления, умение включать фантазию, понимать взаимосвязь между частями текста, умение находить выход из сложившейся ситуации.

– Придумай, как бы вёл себя ты, если был красивой лягушкой.
– Придумай другой финал сказки.

 

Грань «Поделись»

Вопросы предлагают поделиться впечатлением от прочитанного, выразить свои эмоции.

– Расскажи, какой показалась тебе сказка – страшной, грустной, весёлой, печальной, смешной?
– Поделись, какая красота важнее – внешняя или внутренняя?
– Хорошо или плохо, что лягушка потеряла свою прекрасную чешую и стала такой, какой мы её знаем?
– Поделись, что же всё-таки радует в этой сказке?
– Поделитесь, согласны ли вы с пословицей «Встречают по одёжке, провожают по уму»?

 

Считаю, что использование приёма «Кубик Блума» способствует развитию умения взаимодействовать с текстом, критически размышлять о прочитанном, высказывать своё мнение, анализировать мнение других читателей, «проживать» текст как замысел автора.

Ссылка на шаблон кубика: https://drive.google.com/file/d/1K3J-rWwdnSOzH-emDg4LM02kgF4ItwbH/view?usp=sharing

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий