На базе Брестского областного института развития образования прошёл онлайн-семинар «Использование технологии визуализации на учебных занятиях для повышения степени усвоения учебного материала обучающимися с ОПФР» для учителей и учителей-дефектологов специальных школ, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания учреждений образования области.
Цель семинара – совершенствование профессиональной компетентности педагогов по использованию технологии визуализации учебной информации для повышения степени усвоения учебного материала учащимися с ОПФР.
Открыла семинар методист УМУ дошкольного и общего среднего образования на I ступени областного ИРО И.В.Кравчук. С приветственным словом к участникам обратилась директор Пинской специальной общеобразовательной школы-интерната Л.В.Боричевская. Она отметила актуальность заявленной темы, поскольку наглядность и грамотный подход к визуализации обучения обеспечивают и поддерживает переход учащегося с особенностями развития на более высокий уровень познавательной деятельности и стимулирует творческий подход к обучению.
Педагоги учреждения задействуют большой спектр способов, методов и форм визуализации материала при обучении детей с нарушением слуха. Так, учитель русского языка и литературы В.И.Андрейчук обратила внимание на то, какие задачи решает визуализация учебного материала.
Учитель начальных классов Е.В.Черноокая определила роль визуализации учебного материала в общей системе специального образования. Эффективность преподавания в специальной школе сегодня на 70 % зависит именно от знания педагогом специфики и основ донесения до учащихся с особенностями психофизического развития информации посредством средств визуализации и эффективности использования этих средств, а способы визуализации делают образовательный процесс интерактивным, увлекательным, вносят новизну и разнообразие.
Учитель химии и биологии И.В.Суворова ознакомила участников онлайн-семинара с типами и формами визуализации учебного материала. Применение в обучении дифференцированных способов, методов, типов и форм визуализированного учебного материала помогает улучшить эффективность преподавания не только через увеличение объёмов усваиваемого детьми материала за единицу времени, но и через мотивацию учащихся на самостоятельную деятельность в исследовании и изучении новых тем.
Учитель-дефектолог А.В.Качановская продемонстрировала видеофрагмент занятия по использованию методики «говорящих стен» как системы визуализации и процесса погружения в образовательную среду дошкольников с депривацией слуха. «Говорящая стена» включает в себя средства предметно-образной наглядности (предметы, плоскостные и объёмные изображения), которые компенсируют бедность чувственного опыта детей с нарушением слуха, формируют чёткие образы предметов и явлений, а также средства знаковой наглядности (опорные схемы, таблички, таблицы), облегчающие процесс преобразования информации.
Учителя начальных классов Ж.Н.Счастная и Л.Р.Ясинефта представили видеофрагменты занятий с использованием пособия «Лэпбук», которое является средством стимулирования познавательной и мотивационной активности учащихся. «Лэпбук» позволяет им быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательной игровой форме. Тематическое пособие имеет яркое оформление, чёткую структуру, разрабатывается с учётом уровня знаний учащихся и заполняется по мере изучения программного материала.
Учитель-дефектолог Л.В.Возненко продемонстрировала визуальные способы предъявления и передачи информации для повышения учебной мотивации учащихся с нарушением слуха. Зрительный образ кардинально влияет на восприятие и освоение человеком учебной информации, на способы мышления, позволяющие увидеть связи и отношения между объектами, а значит, соединить отдельное в целое. В ходе занятия информация передавалась детям графически (картинки, таблички), символически (схема составления предложения) и устно.
Учитель русского языка и литературы Т.Н.Фоменко на видеофрагменте учебного занятия по русскому языку в 8-м классе представила использование приёмов «Облако слов» и «Кубик Блума». «Облако слов», предъявляемое детям с нарушением слуха в необычном виде, отлично мотивирует их к учебной деятельности, развивает логическое мышление и внимание, позволяет поддержать активность класса и интерес детей к изучаемой теме на протяжении долгого времени. Использование «Кубика Блума» имеет массу преимуществ: ребёнок учится воспроизводить знания, проявляет фантазию, придумывает свой путь развития событий, что повышает интерес к учебному предмету. Это действенный приём, позволяющий выполнить не только проверку усвоения знаний, но и выявить степень предметно-эмоционального погружения детей в тему учебного занятия.
Учитель жестового языка Н.А.Колб и учитель истории и обществоведения Ж.Л.Уласовец представили видеофрагмент бинарного учебного занятия по жестовому языку и обществоведению «Обобщение по разделу III «Экономическая сфера общества». Понятие о специальной лексике». Задача педагогов заключалась в том, чтобы обеспечить восприятие огромного количества информации, сделать так, чтобы эта информация была качественно переработана учащимися.
Использование на учебном занятии различных средств и приёмов визуализации (кластера, скрайбинга, модуля, инфографики) способствовало информативности и эффективности урока. Внедряя в практику работы приёмы визуализации, наблюдая за деятельностью учащихся на всех этапах учебного занятия, педагоги показали, что использование указанных приёмов позволяет максимально задействовать разные каналы восприятия и сохранения информации. Это стимулирует познавательную активность учащихся и повышает уровень усвоения ими учебного материала.
С опытом работы «Интеллект-карты как визуализация учебной информации при изучении предмета «Человек и мир» выступила учитель-дефектолог средней школы № 13 Барановичей И.В.Ященя. Видеофрагментами занятий и наработками по темам «Технология визуализации как ресурс повышения учебно-познавательной деятельности учащихся с тяжёлыми нарушениями речи на I ступени обучения и воспитания» и «Эфектыўнае выкарыстанне прыёмаў і тэхнік візуалізацыі як сродку павышэння матывацыі да вывучэння прадмета «Беларуская мова і літаратура» вучнямі з парушэннем слыху» поделились учителя Кобринской специальной общеобразовательной школы-интерната Т.М.Лазюк и Е.М.Онищук.
Подводя итоги семинара, И.В.Кравчук поблагодарила выступающих, отметила высокий методический уровень подготовки педагогов, продемонстрировавших интересный опыт работы.
Татьяна МАТВИЕНКО,
заместитель директора по учебной работе
Пинской специальной общеобразовательной школы-интерната