Проект «Социальный театр как современная форма профилактической работы с подростками в 6-й школьный день»

- 14:10Проекты

Анна ШКОДА,
педагог-организатор
ГУО «Средняя школа № 11 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

Вы и ваши ученики любите отдыхать с пользой? Вы не знаете, как подтолкнуть подростков, имеющих трудности в общении, к знакомству, помочь им приобрести друзей и единомышленников? Вам сложно переключить своих детей из онлайн-общения на офлайн-виды? Вы в поиске современных форм работы в 6-й школьный день? Тогда вам точно будет интересен наш проект. Мы делимся опытом, как увлечь максимальное количество подростков, их родителей (законных представителей) и педагогов общим делом.

Психологические возрастные особенности не всегда позволяют детям своевременно раскрыться, поделиться своими тревогами. Результаты проведенного анкетирования «Причины возникновения зависимостей» среди обучающихся 5–11-х классов нашей школы показали, что причиной зависимостей у детей наиболее часто становится желание попробовать что-то новое, самоутвердиться среди сверстников и окружающих взрослых (Приложение 1). Изменить данную ситуацию может внедрение новых подходов в работу учреждений образования.

Социальный театр «Преодоление», созданный в нашей школе, основной идеей которого заключается обсуждение и преодоление личных и общественных проблем, направлен на организацию профилактической работы с подростками, формирование ответственного поведения. Театральной деятельностью охватываются различные группы подростков, от высокомотивированных в обучении до склонных к девиантному поведению. В 6-й школьный день мы максимально включаем в активную жизнь театра родителей, вместе со своим ребенком они пишут сценарии, участвуют в представлениях в качестве актеров, помогают в подборе декораций, костюмов, грима.

Механизм реализации проекта предполагает охват всех обучающихся 5–11-х классов, которые становятся звукорежиссерами, актерами, музыкальными операторами, волонтерами по смене декораций, зрителями, участниками различных форумов.

Цель проекта: выявление и решение социально значимых проблем, профилактическая и профориентационная работа среди несовершеннолетних посредством организации деятельности социального театра в государственном учреждении образования «Средняя школа № 11 г. Мозыря» в 6-й школьный день.

 

Задачи:

1. Создать условия для обеспечения максимальной занятости учащихся в шестой школьный день. 
2. Вовлечь несовершеннолетних детей, состоящих на различных видах профилактического учета, родителей и педагогов в работу социального театра в шестой школьный день.
3. Проанализировать уровень эффективности работы социального театра на основе включения сообщества школьников, их родителей и педагогов в онлайн-опросы.
4. Описать механизм работы социального театра, как эффективной формы работы с различными группами подростков, с родителями, педагогами, представителями социума в 6-й школьный день.

 

Уникальность проекта заключается в том, что социальный театр учит подростков общению, помогает раскрыться. Участники приобретают социальный опыт, находят выход из проблемных ситуаций, не подвергая опасности свое здоровье и жизнь.

Деятельность социального театра охватывает не только учреждения общего среднего образования, но и предприятия города, Мозырский пограничный отряд, прихожан канонической территории Туровской епархии.

 

I Этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: 2 года (сентябрь 2017 – май 2019).

– Организационно-подготовительный этап (сентябрь 2017 – ноябрь 2017):

определение сущности и специфики школьного социального театра как социально-педагогического явления; анализ литературных источников по проблемам профилактики зависимостей у подростков; подбор литературных произведений для театрализованных постановок.

– Практический этап (декабрь 2017 – апрель 2020): проведение репетиций, обсуждение ролей, ситуаций, организация диалогов, диспутов, работа творческих групп (декораторов, костюмеров, светорежиссеров, звукооператоров, суфлеров, гримеров, художников-оформителей, хореографов), постановка спектаклей.

– Заключительный этап (май 2019): публичные театральные постановки на различных уровнях профилактической работы.

 

II Целевая группа проекта

Обучающиеся 5–11-х классов; учащиеся, требующие особого педагогического внимания (ИПР, СОП и другие); подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации; дети, проживающие в условиях детских домов, в том числе семейного типа; дети с ОПФР, военнослужащие Мозырского пограничного отряда.

 

III Направления деятельности по реализации проекта

 

IV Механизм реализации проекта

В нашем театре каждый может попробовать себя, все охвачены деятельностью по подготовке спектакля. Состав труппы собирается каждую субботу на основе общности интересов: под одной общей идеей создать постановку и тем самым оказать помощь хотя бы одному из участников. При подборе актерского состава на каждый новый спектакль ребята, ориентированные на постоянное участие в театре, дают мастер-классы по актерскому мастерству новым участникам. Время подготовки одного спектакля составляет около 5–6 месяцев.

 

1 Первичная профилактика

Деятельность театра направлена на разъяснение вреда, который наносится человеку под влиянием того или иного негативного фактора. Знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах работы с ними, способность заботы о себе и своём здоровье помогают противостоять зависимостям в естественных, непринужденных условиях. В театр приглашаются все желающие, при этом детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и неблагоприятных семейных или социальных условиях, приводят классные руководители, рекомендуют педагог-психолог, педагог социальный. Работа с подростками в театре направлена на сплочение коллектива, на установление доверительных отношений.

Наиболее эффективными формами работы здесь являются форум-театр и doc-театр.

Форум-театр предлагает поиск путей решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации. Ведущий форум-театра перед началом спектакля знакомит участников-зрителей с проблемой, которую будет освещать спектакль. После спектакля ведущий через интерактивный опрос зрителей выясняет уровень осознания группой участников-зрителей проблемы и ее последствий для общества в целом и для конкретного человека в частности. При необходимости вычленяет несколько проблем, проговаривая их. Выясняется, кто именно страдает в конкретной ситуации, а кто сознательно или нет, становится виновником этих страданий. Зрителям предлагается еще раз посмотреть спектакль и, если у них возникает предложение, приостановить действие. Особенностью этой формы работы со зрителями является отсутствие рекомендаций, как нужно вести себя, ведь каждый человек делает свой выбор сам [3].

Doc-театр – документальный театр. Мы приглашаем волонтеров на добровольной основе на всех этапах подготовки спектакля. Постановка основана на подлинных текстах, интервью и судьбах реальных людей нашего региона, что было особенно актуально в Год малой родины. Спектакли ставятся с включением встреч с известными людьми, поднимаются самые актуальные темы в обществе. Используются свидетельства реальных людей, театральные игры и тренинги.

 

2 Вторичная профилактика

В театр приглашаются дети, имеющие случаи девиантного поведения; подростки, состоящие на различных видах учета. Для этой целевой группы наиболее актуальны спектакли-форумы, которые способствуют прекращению негативной практики. Кроме того, работа включает в себя тренинги, ролевые игры, интерактивные упражнения.

 

3 Третичная профилактика

В деятельность театра привлекаются семьи, где имеются серьезные проблемы в отношениях с детьми, семьи, проживающие в общежитиях города.

 

V Партнеры проекта

 

VI Содержание проекта

В репертуаре школьного социального театра «Преодоление» на данный момент четыре поставленных на сцене спектакля, автором которых является команда родителей, учащихся 10-11-х классов под руководством заместителя директора по учебной работе средней школы № 11 Мозыря Е.Д.Оленёвой. Наиболее успешными с точки зрения массовости, стали:

– литературно-музыкальная композиция «Афганистан болит в моей душе»;
– социальный спектакль «Мы выбираем жизнь!»;
– литературно-музыкальная композиция «Эхо войны»;
– спектакль «Постигая Гоголя».

На постановку «Афганистан болит в моей душе» были приглашены не только учащиеся школы, но и воины-интернационалисты, военнослужащие Мозырского пограничного отряда.

Зритель даёт свою оценку множеству вариантов человеческого поведения через чувство свободного выбора. Содержание спектакля способствовало формированию у актеров и зрителей навыков эффективного общения, критического мышления, принятия решений; выработки адекватной самооценки; умение обратиться при необходимости за помощью.

В социальном спектакле «Мы выбираем жизнь!» участвовали подростки из разных школ города и учреждений среднего специального образования, работники Мозырского кабельного завода, военнослужащие Мозырского пограничного отряда, прихожане Мозырской православной церкви. Актеры на конкретных образах своих героев смогли показать негативное влияние наркотических средств на молодое поколение и заставили многих задуматься о ценности своей жизни. Молодежь школы и города через постановку на сцене получала знания, каким образом можно постоять за себя, как избежать ситуаций неоправданного риска, стрессов; училась делать рациональный, жизненный выбор; говорить «нет», регулировать эмоции; разрешать конфликты без ущерба себе и своим отношениям с окружающими людьми; нести ответственность за свои действия и свой выбор.

Литературно-музыкальная композиция «Эхо войны» была представлена на суд зрителя неоднократно и никого не оставила равнодушным. Ее просмотрели учащиеся школы, пионерские дружины, педагоги, руководители ведущих предприятий города и ветераны труда Мозырского района, спектакль ставился на сцене Центра циркового искусства «Арена» г. Мозыря. Общий охват участников (актеров, зрителей, волонтеров-помощников постановки) составил более 600 человек.

История семьи, в которую ворвалась война и унесла жизни родных и близких людей, лежит в основе этой пьесы. Главный герой, повествующий о своей жизни, чудом остался жив и пронес через годы боль своего детства. Самоотверженность и самопожертвование, храбрость, героизм и мужество, воинская доблесть, умение стойко переносить трудности и лишения, взаимопомощь и взаимовыручка – общечеловеческие ценности, на которых строится сильное, здоровое общество во все исторические времена. Зрителям для глубокого осознания были предложены проявления человеческой природы: преданности и предательства, упорства и паники, мужества и безволия, смелости и трусости. Примечательно, что оценить действия главных героев не предлагалось, акцентировалось внимание на вечной проблеме выбора, с которой каждый человек сталкивается ежедневно.

Весной 2019 года школьный театр «Преодоление» с постановкой «Эхо войны» принял участие в областном конкурсе театральных и кукольных коллективов «Театральный перекресток», где стал призером в номинации «Литературно-драматическая композиция».

В апреле 2019 года, в преддверии 210-летия со дня рождения великого классика русской литературы Н.В.Гоголя, на школьной сцене был поставлен спектакль «Постигая Гоголя» (автор сценария Ю.Н.Фоменко, учитель русского языка и литературы). Литературно-музыкальная постановка познакомила с многообразием таланта и прозаическим наследием автора. В ней свои способности смогли проявить обучающиеся с девиантным поведением. Спектакль демонстрировался несколько раз и получил положительную оценку требовательного зрителя. Ребята, требующие повышенного педагогического внимания, стали командой единомышленников, после постановки спектакля не было выявлено ни одного случая асоциального поведения.

На протяжении нескольких лет подряд наш социальный театр «Преодоление» принимает участие в благотворительной акции «Чудеса на Рождество». С выездными новогодними постановками (авторы А.А.Шкода, Ю.В.Жадик) мы выступаем в Мозырском районном детском доме и Мозырском районном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации детей.

 

VII Система работы по подготовке и постановке спектакля

Первый этап

 

Содержание деятельности

 

Примерное число вовлеченных
в работу учащихся

Специалисты

Сроки, длительность

Формы работы

Предполагаемый результат работы

 

Психолого-педагогическая диагностика обучающихся 5-11-х классов

650

Педагоги-психологи

Сентябрь

Анкетирование, онлайн-опросы

Улучшение  психоэмоционального состояния личности

 

Анализ результатов диагностики

650–800

Педагоги-психологи

Сентябрь

Обработка результатов, анализ

 

Создание творческой группы единомышленников, определение перспектив работы 

15–20

Педагоги-психологи, педагоги-организаторы, классные руководители, администрация школы, педагоги социальные

Сентябрь

Создание онлайн-сообщества, открытие веб-страницы на сайте школы, начало работы блога в Instagram

 

Знакомство
с понятиями «театр», «пьеса», «миниатюра», «этюды», «труппа». Посещение профессиональных театральных постановок

15–20

Педагоги-организаторы, классные руководители, педагог «Искусство»

Сентябрь

Экскурсии, круглые столы, мастер-классы актеров-профессионалов
и актеров-любителей города (приглашение на занятия в 6-й школьный день)

Получение знаний
о театре в целом,
его возникновении и становлении
в Республике Беларусь, в регионе

 

Выбор темы
для сценических представлений

650

Педагоги-организаторы, педагоги-психологи, педагоги социальные, учащиеся (актив)

Сентябрь

Анализ онлайн-предложений
в Direct, консультации
с педагогами-филологами, родителями, литературные игры, викторины, интерактивные встречи

Вовлечение всех учащихся 5–11-х классов в процесс предложения темы постановки спектакля

 

Определение репертуара, содержания театрализованных программ

30–40

Педагоги социальные, родители, администрация школы, учащиеся (актив), педагог «Искусство»

Октябрь

Расширение диапазона знаний у подростков
о вреде потребления наркотических средств, интернет-зависимости, пропаганда здорового образа жизни

 

Основной этап

 

Разработка  сценария

5
(с привлечением родителей)

Родители, администрация школы, педагоги-организаторы, учащиеся (актив)

Октябрь

Написание сценария, обсуждение его содержания, импровизированные чтения эпизодов, обыгрывание сценических образов, передача эмоционального фона будущего спектакля в различных вариантах

Повышение культурного, творческого, интеллектуального уровня подростков, создание группы единомышленников, команды-семьи, принадлежащей одному учебному заведению

 

Подготовка атрибутов
и костюмов

20

·        Педагоги-организаторы, учащиеся (актив), учащиеся (волонтеры), педагог учебного предмета «Искусство»

Октябрь

Рисование эскизов
на факультативах по трудовому обучению, семейный фестиваль творчества, парад идей
по декорациям спектаклей

Создание условий
по развитию художественного вкуса у всех субъектов образовательного процесса

 

Репетиция миниатюр

30–40

Педагоги-организаторы, администрация школы, родители, учащиеся (состав труппы, волонтеры-помощники)

Октябрь – ноябрь

Игра, импровизация, режиссура автора сценария

Создание условий
по развитию коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности
в вопросах взаимоотношений и
в различных кризисных ситуациях

 

Подготовка ситуаций-импровизаций
по итогам передачи основного содержательного призыва к залу, онлайн-комментарии на страницах сайта, блога

600–800

Педагоги-организаторы, администрация школы, родители, учащиеся (состав труппы, волонтеры-помощники)

Октябрь – ноябрь

Онлайн-опросы, игра с залом, выход к зрителям, фоновые презентации Microsoft PowerPoint
к спектаклю

 

Расширение диапазона знаний у подростков
о вреде зависимостей, пропаганда здорового образа жизни. Проявление взаимовыручки, взаимопереживания
за общее дело

 

Театральное представление

От 600 до 1000

 

Ноябрь – декабрь

Спектакль. В случае необходимости – корректировка сценария и образовательного блока представления для показа
на следующем уровне

Социализация подростков, приобретение навыков работы в коллективе
с закреплением общего позитивного результата

 

Заключительный этап. Рефлексия

 

Анкетирование несовершеннолетних

600-800

Родители, администрация школы, педагоги-организаторы, учащиеся (актив)

 

 

 

 

 

Декабрь – январь

Сбор и анализ полученных результатов

Повышение  стрессоустойчивости подростков

 

Подведение итогов работы, все участники спектакля поощряются (письменные благодарности руководству на предприятия, где работают родители участников спектакля, благодарственные письма в школе педагогам и обучающимся)

 

Распространение положительного опыта

10–30

Родители, администрация школы, педагоги-организаторы, учащиеся (актив)

 

 

 

 

 

 

Подготовка материалов для печати в СМИ, освещение деятельности театра в Интернет-сети. Подборка видео и фотоматериалов, накопленных во время репетиций
и спектаклей,
создание презентации-отчета
о проделанной работе

 

Профориентационная работа.

Определение перспективы деятельности

10–20

Профессиональные режиссеры, актеры, обучающиеся, мотивированные на будущую профессию в театральной сфере

Январь

Встречи с профессиональными актерами, режиссерами, приглашение их на премьеру спектакля. Сбор  комментариев, отзывов, впечатлений в Книге отзывов социального театра

Помощь подросткам в открытии творческих способностей, отработка актерского мастерства для действующих и будущих спектаклей

 

 

VIII Материально-технические ресурсы

Инструменты

Собственные финансовые вложения

Волонтерская, спонсорская помощь

Мягкое половое покрытие, стулья, столы, скамейки, кубы, ширмы, станки, световое оборудование, музыкальный центр, микрофоны, костюмы, декорации и реквизит, микшерный пульт

Закупка ткани,
краски для грима

Помощь родителей
в пошиве костюмов, оформление декораций

Помощь педагогов трудового обучения, искусства
в оформлении декораций

Помощь обучающихся
в подборе и пошиве костюмов, декораций

 

IX Результативность проекта

Наиболее достоверным диагностическим методом мы считаем наблюдение за тем, как подросток ведет себя в повседневных ситуациях, в общении со сверстниками, в кругу малознакомых людей. Кроме наблюдения, используем анкетирование для учащихся с целью определения их отношения к социальным зависимостям. На основе результатов первичной и заключительной диагностик были сделаны заключения, которые подтверждают целенаправленность и эффективность проекта (Приложение). В ходе работы проекта уже на втором этапе его реализации:

– у всех возрастных групп учащихся, с 5-го по 11-й класс, повысился интерес к совместному досугу и посещению школы в шестой школьный день (показатель охвата обучающихся занятостью в 6-й школьный день в дни спектаклей составил 100 %);

– повысился уровень активного участия в школьной жизни в 6-й день у родителей, как в качестве участников и волонтеров театра, так и в качестве зрителей постановок (показатель охвата родителей составил 90 % к концу проекта против 40 % в начале проекта);

 – отмечается рост количества гостей из различных организаций города (ОАО «Мозырский НПЗ», «ЗападТранснефтепродукт» и др.);

 – у участников проекта формируется активная жизненная позиция, происходит личностная самореализация, развиваются творческие способности (наблюдается положительная динамика при участии обучающихся во всех внутришкольных мероприятиях);

– отмечено наличие здорового психологического климата в школе, повышен уровень культуры общения между детьми и взрослыми (отсутствуют конфликты на протяжении 2019 года);

– снизился рост правонарушений (2017 год – 10 правонарушений, 2019 год – 4 правонарушения) и количество учащихся, состоящих на различных видах учета (2017 год – 9 человек, 2019 год – 5 человек);

– были созданы авторские спектакли на основе изучения исторических фактов и событий;

– повысилась престижность школы в регионе, что дало возможность привлечения спонсорских средств для материально-технического развития учреждения;

– выпускникам, бывшим актерам социального театра «Преодоление», участие в проекте помогло осознать социальные проблемы современного общества и определиться с выбором профессии (2 человека поступили в Академию МВД, 1 человек – в Военную академию, 12 человек – студенты педагогических учреждений высшего образования);

– работа нашего театра удостоена диплома II степени на областном этапе конкурса театральных и кукольных коллективов «Театральный перекресток»;

– организация и проведение регулярных конкурсов искусств по различным жанрам, инициируемая участниками театра, способствуют раннему выявлению талантов, формируют соответствующие круги общения, стимулируют проявление активной жизненной позиции у обучающихся, родителей и педагогов.

 

Заключение

Проект «Социальный театр как современная форма профилактической работы с подростками в 6-й школьный день» создает условия для приобретения участниками навыков бесконфликтного общения, способствует установлению здорового психологического климата в школе и вне ее; содействует повышению интереса родителей, социальных партнеров, шефских организаций к участию в школьной жизни; помогает обучающимся найти себя в творческой профессиональной сфере.

Перспективы развития этого направления работы не исчерпаны. В проекте описана только одна из сторон воспитательной работы с учащимися 5–11-х классов. В зависимости от выбора сценария постановки можно решать любую из задач воспитательной, идеологической и социальной работы. В наших планах есть идея запустить в дальнейшем онлайн-трансляции, таким образом дать возможность стать участниками театра всем желающим, даже тем, кто болеет или находится в инвалидном кресле.

Увеличение публичности выступлений помогает расширить возможности социального партнерства школы, вносить свой вклад в развитие нашей малой родины.

 

 

Приложение 1

Анкета для родителей и учащихся
«Причины возникновения зависимостей»

  1. Считаете ли вы, что с помощью театральных постановок можно донести до зрителей ряд социальных проблем?

да              нет              возможно

 

  1. Считаете ли вы, что участие детей в театральных постановках социальной направленности помогает справиться с критическими ситуациями в повседневности?

да              нет              возможно

 

  1. Считаете ли вы, что создание социального театра в учреждении образования может обеспечить эффективную занятость учащихся во внеурочное время?

да              нет              возможно

 

  1. Считаете ли вы, что занятость учащихся во внеурочное время снижает риск возникновения таких вредных привычек, как курение и алкоголизм?

да              нет              возможно

 

  1. Считаете ли вы, что занятость учащихся во внеурочное время снижает риск возникновения таких социальных проблем, как игровая и компьютерная зависимости? наркомания и токсикомания?

да              нет              возможно

 

  1. Что является, на ваш взгляд, основными причинами различных зависимостей у подростков: использование психотропных препаратов, курение, пьянство?

много свободного времени
влияние друзей
личные проблемы
конфликты в семье
конфликты с друзьями
желание попробовать что-то новое

 

  1. Что является, на ваш взгляд, основными причинами различной игровой зависимости у подростков?

много свободного времени
влияние друзей
личные проблемы
конфликты в семье
конфликты с друзьями
желание попробовать что-то новое        

 

Итоги анкетирования родителей
«Причины возникновения зависимостей у подростков» (%)

 

Итоги анкетирования учащихся 5–11-х классов
«Причины возникновения зависимостей у подростков» (%)

Результаты проведенного анкетирования среди обучающихся 5–11-х классов и их родителей (законных представителей) нашей школы показали, что причиной вредных привычек часто становится желание попробовать что-то новое, самоутвердиться среди сверстников и окружающих взрослых. При этом и дети, и взрослые признают, что незаполненное полезной деятельностью свободное время у учащихся напрямую влияет на возникновение различных зависимостей. На заключительном этапе реализации проекта, все опрошенные уверены в общественно-значимой пользе деятельности социального театра.

 

Итоги изучения уровня общительности подростков

Общительность – это основное качество, которое позволяет успешно устанавливать связи с другими людьми и добиваться успехов в самых разных сферах жизни. Общение – это основной фактор для установления духовной связи на уровне общности, принадлежности к одной группе, семье, где теплые отношения основываются на дружбе, взаимовыручке. Для того чтобы определить, насколько подростки успешны в общении, несовершеннолетние 5–11-х классов прошли тест на наличие навыков общения (Таблица 1).

 

 Таблица 1

Результаты анкетирования по выявлению уровня общения

Содержание вопросов

Первичная диагностика

Заключительная диагностика (2019г)

С проблемами в общении
(по собственному анонимному признанию)

410

73 %

100

18 %

Коммуникативные навыки в пределах нормы

120

21 %

452

81 %

Подростки в состоянии болезненного общения

28

5 %

6

1 %

Анализ изменения по показателю «уровень общительности» до и после работы по итогам непосредственного и опосредованного участия учащихся 5–11-х классов в социальном театре позволяет сделать вывод о повышении способности к открытому, спокойному общению у 99 % подростков. Подростки контактируют с людьми, понимают их, достаточно развито чувство сопереживания. Дети готовы к сотрудничеству, заботливы, внимательны, в конфликтных ситуациях эмоционально устойчивы. В анкетировании приняли участие учащиеся школы в количестве 650 человек. Большая часть опрошенных (98 %) отмечают, что они испытывают положительные чувства и эмоции от участия и просмотра спектаклей.

 

 

 

Список используемых источников

1 Полоневич, Е. В. Проffстиль шестого дня / Е.В.Полоневич, Н.К.Сурма // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2014. – № 3. – С. 28–29.
2 Социальный проект «Школьный театр» [Электронный ресурс] / Инфоурок. – Москва, 2017. – Режим доступа: https://infourok.ru/socialniy-proekt-shkolniy-teatr-1595415.html/. – Дата доступа: 18.02.2018.
3 Форум-театр [Электронный ресурс] / ГУО «Крошинская средняя школа» Барановичского района. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://kroschin.baranovichi.edu.by/ru/main.aspx?guid=4121/. – Дата доступа: 18.01.2019.
4 Театр-doc [Электронный ресурс] / Театр-doc. – Москва, 2019. – Режим доступа: http://teatrdoc.ru/index.php /. – Дата доступа: 28.04.2019.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий