В средней школе № 2 Мстиславля для учащихся 1–6-х классов разработана нестандартная форма проведения экскурсии – «Музей в чемодане».
Для проведения мероприятия в школе отобраны три предмета. Первый – веретено. Прежде чем его представить, ведущий предлагает детям отгадать загадку: «Чем больше я верчусь, тем больше я толстею». Очень редко кто из ребят может отгадать, что в чемодане прячется веретено, но версий и предположений бывает очень много. Когда же учащиеся узнают, что «прячется» в чемодане, они сразу же включаются в учебно-познавательный процесс, вспоминают сказки, где встречалось веретено, для чего оно используется, но больше всего ребята ждут, когда после слов и дополнений ведущего они смогут попробовать сами наматывать нить. Таким образом, ребята узнают, как рано раньше детей приобщали к труду, ведь работать с веретеном девочки начинали уже с 5–7 лет.
Самый интересный музейный предмет в чемодане – ручник. Учащиеся пытаются придумать и вспомнить, в каких случаях предки пользовались ручниками, а с помощью ведущего понимают, что ручник – это предмет не только утилитарного использования, он также имеет глубокие традиционно-обрядовые и декоративные функции. Рассматривая вышитый или вытканный орнамент, учащиеся начинают понимать его символику и значение, ведь не зря на государственном флаге Республики Беларусь есть часть узора с ручника, вышитого белорусской крестьянкой Матреной Маркевич.
Последний предмет в чемодане – это качалка (рубель). Предназначение этого необычного предмета ребята разгадывают не сразу, но желающих попробовать собственноручно разгладить ручник всегда очень много. Таким образом, в процессе сюжетно-ролевой игры и проходит мероприятие. В доступной ненавязчивой форме ребята узнают о быте наших предков. Изучение истории своей страны становится интересным и увлекательным занятием. Небольшое количество предметов предотвращает переизбыток информации, делает ее легкой для запоминания и создает желание узнать еще больше.
Такая нестандартная форма проведения экскурсий позволяет отойти от скучной и монотонной лекции, ведь все предметы, которые лежат в чемодане, можно не только рассмотреть, их можно поддержать в руках и попробовать представить себя на месте человека, которому они когда-то принадлежали. Приобщение детей к народной культуре – главная цель мероприятия «Музей в чемодане», которое на примере небольшого количество вещей может отразить богатство культурного и духовного мира предков, показать его своеобразие, неповторимость, красоту.
Ольга ЩИПИЛА,
учитель истории и искусства
средней школы № 2 Мстиславля