В яслях-саду № 18 Светлогорска большое внимание уделяется воспитанию экологической культуры через изучение художественной литературы.
Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе. Есть много методических приемов и форм работы с художественной литературой. В материалах пособия Н.А. Куксовой «Художественное чтение в детском саду» рассматриваются актуальные направления приобщения детей дошкольного возраста к литературе: технология литературных этюдов-панорам, моделирование литературных текстов, художественные центры.
Сформировать представления детей о растениях, о животных, их среде обитания, воспитать бережное отношение к ним при работе с литературным произведением можно, используя прием «Расскажи от имени», который позволяет воспитанникам на эмоциональном уровне воспринять и передать особенности жизни животных и растений. Например, на занятии по рассказу Владимира Яговдика «Заяц» воспитанники рассказывают от имени зайца о его непростой жизни в студёную зиму, о его врагах в лесу, о его братьях – русаке и беляке.
Действенный прием гуманного воспитания – «Выручим из беды героя», который проводится после беседы и оценки действий главного героя. В ходе дискуссии дети дают оценку действиям героя и определяют, как бы они поступили в ситуации, приведенной в литературном произведении. Так, на занятии по рассказу «Медвежонок» воспитанники предлагали варианты помощи медвежонку и другим зверям, которые попали в зоопарк.
Использование произведений поэтического характера позволяет увидеть красоту природы, так как поэтические образы доступны для детского восприятия и понимания. Прием «Эффект присутствия автора» помогает ребенку проникнуться состоянием поэта, смоделировать ситуацию, в которой был сам автор в момент написания стихотворения. Например, когда мы с детьми читали стихотворение А.Пушкина «Зимнее утро», представляли чудесное утро, когда поэт увидел как «блестя на солнце, снег лежит», а совсем недалеко реку, что «подо льдом блестит» и то настроение, что вызвало желание, запрячь «нетерпеливого коня» и отправиться на прогулку «навестим поля пустые».
Особой популярностью на занятиях пользуются организованные художественные центры «Исследователи», «Фантазеры», «Волшебники», «Конструкторское бюро», «Мудрецы». Они предполагают объединение детей в небольшие группы (3–5 человек). В рамках центров малыши выполняют определенные задания, связанные с общей темой литературного произведения.
Например, на занятии по ознакомлению с рассказом В.Бианки «Снегирушка-милушка» они были объединены в художественные центры «Исследователи», «Фантазеры», Конструкторское бюро», «Мудрецы». Исследователи должны были собрать в «копилку» красивые слова о снегире; фантазеры создавали рисунки для «диафильма», конструкторы составляли историю, когда снегирь жил в лесу, до того, как попал к людям; мудрецы подбирали пословицу или поговорку к рассказу. Это позволило каждому ребенку не только самовыразиться, проявить инициативу в деятельности, но и способствовало закреплению представлений о внешнем виде снегиря, заботе и бережном отношении к птицам людей. Эмоциональный отклик был велик, дети чувствовали свою причастность к природе, эмоционально сопереживали.
Елена ЛАРИОНОВА,
заместитель заведующего
яслями-садом № 18 Светлогорска