Первая декада апреля в ЦКРОиР Новогрудского района ознаменовалась активной работой организованного на базе учреждения районного ресурсного центра, в рамках которого для учителей-дефектологов, работающих в интегрированных классах обучения и воспитания, прошла педагогическая мастерская «Современные подходы к обучению детей с ОПФР».
Организаторы мероприятия – педагоги центра, руководители методических формирований учреждения воспитатель дошкольного образования О.М.Гаврош и учитель В.Г.Кокош.
При выборе формы проведения мероприятия коллектив педагогов центра всегда выбирает такие формы проведения, которые позволяют не только поделиться с присутствующими информацией, но и обрести что-то взамен. Выбранная форма «педагогическая мастерская» полностью оправдывает себя, ведь одна из основных задач работы нашего ресурсного центра и есть обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками.
В рамках темы обсуждалась эффективность и результативность использования различных компьютерных ресурсов на занятиях. Как отмечали педагоги, чаще всего это готовые продукты: компьютерные тренажёры, компьютерные тесты, обучающие игры, книги, учебники, логопедические ресурсы. Реже в практике работы используются самостоятельно разработанные инструментарии. Например, составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point, веб-страницы и веб-сайты, подборки компьютерных тестов, цифровые видеоролики, аудиозаписи и другие. Неоспорим тот факт, что предлагаемый ребёнку материал, если он в ярком, интересном и доступном виде, вызывает больший интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным. Поэтому в рамках педагогической мастерской педагогам для ознакомления было предложено два авторских проекта, принявших участие в XV республиканском конкурсе «Компьютер. Образование. Интернет.».
Учитель-дефектолог центра Г.В.Герасимович представила коллективную работу ЦКРОиР Новогрудского района – интерактивный плакат «Диагностика познавательных процессов у детей дошкольного возраста» для специалистов ПМПК, учителей-дефектологов, педагогов-психологов учреждений дошкольного образования. Задачей проекта является систематизация пакетов психодиагностических методик для оценки познавательных процессов ребёнка дошкольного возраста в рамках проведения психолого-медико-педагогического обследования. А учитель-дефектолог гимназии № 1 Новогрудка Т.В.Антропова представила свой авторский проект – электронный образовательный ресурс «Читаем вместе» по литературному чтению для учащихся 5-го класса, обучающихся по программе для детей с трудностями в обучении.
Хорошей разминкой в ходе работы для всех присутствующих послужил тренинг «Люби себя» по снятию накопившегося напряжения, профилактике эмоционального и умственного истощения у педагогов, проведённый педагогом-психологом центра Н.М.Казак. Участникам были даны полезные советы о том, как определить у себя выгорание и как с ним справиться.
Оживление и неподдельный интерес всегда вызывает непосредственная практическая работа. В этой связи вспоминается феноменальное высказывание «чтобы уметь воспользоваться опытом, нужен опыт». Поэтому в завершение педагогической мастерской воспитателем центра Т.А.Сак был проведён мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей с особенностями психофизического развития посредством тестопластики». Педагог рассказала и наглядно показала преимущества использования этой технологии на занятиях как учителем-дефектологом, так и воспитателем. Она отметила, что использование технологии в работе с детьми способствует развитию мелкой моторики, повышению мотивации, обеспечению психологического комфорта на занятиях, совершенствованию познавательной деятельности, прежде всего внимания, памяти, мышления, а также повышению качества обучения и работоспособности детей, в чём педагоги и убедились на практике. Участникам представилась возможность самим изготовить поделки из теста, испробовать инструмент для работы с тестом.
В ходе педагогической мастерской для ознакомления с темой мероприятия, его особенностями, планом работы, целеполаганием и рефлексии использовались и такие интерактивные методы как «рефлексивная мишень», проблемный вопрос, дискуссия, «коллективный плакат» и «комплимент».
Подводя итоги мероприятия, можно сделать вывод, что педагогическая мастерская прошла успешно. На память о проведении осталось множество положительных отзывов коллег. В ходе дискуссии мнения педагогов иногда расходились, но, несмотря на актуальность и значимость рассматриваемой темы, все присутствующие были едины во мнении о том, что ни одна компьютерная технология, как бы она ни была эффективна, не заменит живого общения с детьми.
Елена РУСЕЦКАЯ,
директор ЦКРОиР Новогрудского района