Ежегодно в апреле во многих странах мира проходит профилактическая акция «Синяя лента апреля», в рамках которой в учреждениях образования проводятся мероприятия для педагогов, родителей и учащихся, направленные на профилактику насилия и жесткого обращения с детьми. Вспомогательная школа № 1 Гродно приняла активное участие в акции, организовав цикл психологических мероприятий «Человек начинается с добра».
Очевидно, что жестокость порождает жестокость, также психологами давно доказано, что психологическое насилие, равно как и физическое, оставляет глубокие травмы, которые способствуют развитию соматических заболеваний, увеличивают личностные и эмоциональные нарушения, формируются трудности в социализации. К сожалению, часто дети-жертвы склонны к вступлению в различные асоциальные группировки, появляются пристрастия к пагубным привычкам (алкоголь, курение, воровство). Существует множество способов и методов психологической коррекции последствий жестокого обращения, одним из них является творчество. В творческом процессе дети, подростки и взрослые проявляют себя спонтанно и естественно, не стесняясь выражать себя, собственные эмоции и чувства.
Цикл психологических мероприятий «Человек начинается с добра» во вспомогательной школе № 1 Гродно (специальном учреждении образования, в котором учатся особенные дети, имеющие интеллектуальную недостаточность) состоял из трех психолого-педагогических мероприятий. При проведении занятий использовался интерактивный метод обучения. Также были использованы специально подобранные тематические видеоролики, притчи, арт-терапия, упражнения из позитивной психологии. Все перечисленные психологические методы при работе с подростками отвечают нескольким важным целям: раскрывают внутренние переживания, способствуют осознанию ребенком себя и своих трудностей, а также дают возможность корректировать поведение, развивают способность мыслить иначе.
Первое занятие прошло под девизом «Бумеранг добра!». Его целью было дать детям представление о доброте как о ценном качестве для человека, вызвать желание действовать согласно принципам морали. В начале занятия мы активизировали словарь (добро, радость, счастье, забота, внимание), обсудили качества доброго человека, поговорили о хороших поступках. Затем просмотрели видеоролик «Бумеранг добра» и активно его обсудили. Видеоролик – прекрасное средство для обучения, потому что такой метод отличается легкостью, ясностью, яркостью и даже невнимательный учащийся в момент просмотра становится внимательным. Во время просмотра сюжета и при дальнейшем обсуждении легче сравнить и проанализировать свою манеру общения, поступки. Завершили занятие постановкой ближайших целей: до конца текущего дня каждый из ребят обозначил три добрых поступка, которые сделает для близких людей.
Целью занятия «О доброте и милосердии» было продолжить различать добро, узнать о милосердии, анализировать результаты своих поступков, следовать за добрыми влечениями сердца и совести. Вначале вспомнили о понятиях «добро» и «милосердие». Затем познакомились с притчей «Про бирюзовые бусы», обсудили какого человека можно назвать милосердным и героиню притчи, которая проявила милосердие. Затем познакомились с арт-терапевтической методикой «Метафорический автопортрет», направленной на изучение потребности быть любимым и ценным и способности дарить любовь окружающим (символом является рисунок украшения).
Завершающим стало тренинговое занятие «Давайте мыслить позитивно», направленное на формирование позитивного мировосприятия. Начали занятие с просмотра известного многим мультфильма «Ох и Ах». Пассивная мульттерапия (с последующим обсуждением) основана на том, что каждый подросток по-своему интерпретирует фильм, в некоторой степени идентифицируя себя с одним из персонажей, с тем, кто ему наиболее понятен и близок. Это может быть отличным способом работы над собой: улучшить настроение, натолкнуть на «свежую» мысль, проанализировать свои поступки и личностные качества. После просмотра мы обсудили мировосприятие и способ жизни каждого героя. Затем для ребят была подготовлена красочная и информативная презентация о характеристиках позитивно настроенного человека (через глаголы) и о его качествах (через прилагательные). Школьники обсудили, как меняется жизнь и какие эмоции вызывает позитивное мышление, разобрали три составляющие такого способа мышления. В завершение занятия состоялся практикум из трех несложных, но очень ценных и полезных упражнений, взятых из позитивной психологии.
Подводя итог, хотелось бы добавить, что неважно, какие упражнения или методики используются в работе педагога или психолога, в первую очередь важна вера в способности ребенка, а именно глубокая убежденность, что у каждого есть потенциал для развития и позитивное начало.
Юлия ТУЛЯ,
педагог-психолог
вспомогательной школы № 1 Гродно