Ресурсный центр по проектной деятельности на базе гимназии Сморгони выступил организатором онлайн-школы совершенствования педагогического мастерства «Использование технологии веб-квест как интерактивной образовательной среды для активизации учебной деятельности учащихся и развития сетевого взаимодействия».
Организаторами онлайн-школы выступили заместитель директора по учебной работе Е.В.Рутковская и учитель начальных классов В.Н.Скальская. Занятия проходили в форме веб-квеста «Облачный калейдоскоп» https://shkolapedagogov.blogspot.com/.
Считаю, что организация сетевых проектов и участие в них соответствуют современным требованиям образования и служат ключом для развития профессиональной компетентности педагога, его самообразования. Такая практика позволяет подключиться к решению методических задач в дистанционном режиме не только участникам конкретного учреждения образования, но и педагогам района, области, всей республики. В процессе сетевого взаимодействия педагоги могут отыскать единомышленников, расширить круг профессионального общения, представить свои продукты широкой аудитории, получить консультации.
Онлайн-школа работает уже два года. Обучение по освоению технологии образовательного веб-квеста успешно завершили 54 педагогических работника Гродненской области: директор, методисты, учитель-дефектолог, учителя начальных классов и педагоги-предметники разных возрастных групп от молодых специалистов до опытных работников с высшей квалификационной категорией. Широкий интерес к такой форме организации методической работы свидетельствует о её доступности и актуальности. Будучи непосредственными участниками веб-квеста «Облачный калейдоскоп», педагоги прошли все этапы сетевого проекта: были в роли теоретиков, практиков, знатоков и экспертов (такие же названия имели и станции веб-квеста).
Они не только познакомились с теорией, но и изучили на практике современные инструменты оценивания, вели активное онлайн- и офлайн-общение с другими участниками проекта, выполняли задания и осваивали сервисы Web 2.0 под руководством опытных и компетентных тьюторов. Занятия в онлайн-школе сформировали у педагогов потребность обмениваться идеями, учиться друг у друга через просмотр и комментирование работ участников, работать сообща, рефлексировать свою деятельность. Взаимообучение стало важным средством совершенствования мастерства каждого. Развитию профессиональных компетенций способствовал динамичный процесс усвоения новых знаний и модернизации собственного опыта в ходе обучения в онлайн-школе.
Авторы предусмотрели поэтапную организацию всего процесса обучения, в ходе которого все участники оставались активными, завершали каждую станцию. В веб-квесте «Облачный калейдоскоп» эта задача решалась посредством интересной сюжетной линии, подробных инструкций, чётких критериев оценивания, фраз-мотиваторов, организации обратной связи и вознаграждений.
Немаловажной была и психологическая поддержка тьюторов, их готовность помочь советом, стать наставниками, сопровождая от простого к сложному, от созерцания к практическим навыкам.
Так, на станции «Теоретики» участники изучали теорию и закрепляли полученные знания через создание и взаимное выполнение тестов. На станции «Практики» представляли рекламу веб-сервисов через создание виртуальных флаеров, что позволило повысить ИК-компетентность. Этап «Знатоки» расширил границы знаний педагогов о ходе реализации образовательных веб-квестов, создал условия для развития умения планировать и применять полученные знания в новой ситуации. В результате был создан банк макетов веб-квестов, каждый из которых содержал план и систему заданий со ссылками на интерактивные упражнения. Этап «Эксперты», в ходе которого участники защищали собственную работу, способствовал развитию рефлексивных и презентационных компетенций.
Работа в рамках «Облачного калейдоскопа» позволила педагогам повысить свою профессиональную компетентность и получить необходимый опыт по организации дистанционного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Многие макеты веб-квестов стали основой для создания полноценных образовательных веб-квестов. Педагоги представили свои разработки, а в дальнейшем реализовали их с учащимися своего класса.
В текущем учебном году лучшие веб-квесты выпускников онлайн-школы были представлены на заседании районного методического объединения учителей начальных классов и воспитателей. Сейчас в Сморгонском районе работает педагогическая студия учителей начальных классов «Развитие учебно-познавательной активности младших школьников посредством участия в региональных веб-квестах», в которой участвуют выпускники онлайн-школы.
Материалы веб-квеста «Облачный калейдоскоп» остаются в открытом доступе для всех желающих освоить данную технологию. На страницах блога размещены инструкции, полезные ссылки, работы участников.
Веб-квест «Облачный калейдоскоп» стал отправной точкой для серии образовательных вебинаров для различных категорий педагогических работников. Работа была представлена на повышении квалификации учителей начальных классов в ГрОИРО, на заседаниях Ассоциации руководителей учреждений общего среднего образования Гродненской области, клуба «Перспектива» для руководителей учреждений общего среднего образования со стажем работы до трех лет. Опыт проведения онлайн-школы будет интересен руководителям методических объединений, методистам, заместителям директора по учебной, учебно-методической, учебно-воспитательной работе учреждений общего среднего образования.
Елена РУТКОВСКАЯ,
заместитель директора по учебной работе,
гимназии Сморгони