Ежегодно в конце учебного года в яслях саду № 2 Ивья проходит «Ярмарка педагогических идей», где каждый педагог демонстрирует свой методический продукт. Мною на мероприятии был представлен практический материал по применению технологии наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Из опыта работы следует, что метод наглядного моделирования – эффективное коррекционное средство, которое позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. С этой целью был оборудован «Умный стол» для детей с общим недоразвитием речи, посещающих пункт коррекционно-педагогической помощи. Пособие представляет собой круглый стол с вращающейся столешницей и стрелкой. Столешница разделена на сектора, в каждый сектор помещена модель того или иного задания, которое используется на занятиях. Все модели продублированы на карточках. При создании пособия использовались общепринятые обозначения и схемы.
В оборудовании «Умный стол» используются задания на формирование лексико-грамматических представлений «Один – много», «Мой, моя, мои, моё», «Скажи наоборот», «Скажи чей?», «Большой, ещё больше, самый большой», «Скажи также», «Маленькое слово»; задания на развитие словаря и связной речи «Назови живое или неживое», «Слово одно, а значений много», «Назови слова-родственники»; задания для работы со звуками «Раздели слово на части», «Где звук», «Расскажи про звук». Сюрпризный сектор «Вопрос» предполагает использование учителем-дефектологом на занятии любого задания, которого нет в пособии.
«Умный стол» можно использовать на групповых занятиях. В игре «Поле чудес» дети вращают столешницу и по направлению стрелки называют модель, выполняют задание. Игра «Угадалки» предполагает, что по наводящим вопросам или фразе педагога дети выкладывают модель, находят её на столе и выполняют соответствующее задание. Пособие используется на групповых и индивидуальных занятиях во втором полугодии, когда все модели на карточках изучены детьми на занятиях.
Анализ проведенных занятий показал, что использование метода наглядного моделирования повышает эффективность работы и даёт положительную динамику в развитии детей с общим недоразвитием речи. Использование на занятиях пособия «Умный стол» делает коррекционно-развивающий процесс творческим и интересным.
Ирина ЧЕРКАС,
учитель-дефектолог
яслей-сада № 2 Ивья