В центре развития движений яслей-сада № 41 Мозыря собраны различные виды игровых атрибутов для развития дыхания: настольный футбол, веселые тучки, аквариум, снежная буря, лабиринт, рыбки.
Существует два вида дыхания – речевое и неречевое. У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно. Малыши не умеют рационально использовать выдох, речь на вдохе, именно это отрицательно влияет на развитие речи у детей. Поэтому мы уделяем этой проблеме большое внимание и изготавливаем дидактические пособия из подручных материалов.
Дидактические игры используем во время всех режимных моментов: при проведении утренней гимнастики, непосредственно в образовательной деятельности, при проведении физкультминуток, пальчиковой гимнастики, в различных формах активного отдыха. Игровые упражнения могут быть как индивидуальные, так и подгрупповые.
Любимой игрой наших детей является настольный футбол. Эта игра носит соревновательный характер, что очень привлекает детей. Два игрока вооружены трубочками. Они дуют (вдыхают через нос, а выдыхают через рот) на мячи в центре игрового поля. Задача – забить наибольшее количество голов в ворота противника. При этом нельзя касаться мяча руками – только дуть на него через трубочки. Благодаря этой игре у детей формируется умение выполнять плавный длительный выдох, развивается навык направлять струю воздуха в нужном направлении.
Не менее интересным для воспитанников моей группы является игра «в снежные бури». Этим упражнениям также придаем соревновательный характер: кто сильнее дунет? кто дует дольше всех? у кого шарики быстрее закружатся? и др. С помощью этой игры дети тренируют силу вдоха и выдоха, происходит активизация губных мышц.
Огромной популярностью пользуется такие игры, как «Аквариум и рыбки». Необходимо дуть на одном выдохе через нос, не надувая щеки, а губы слегка выдвигая вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Эти игры развивают умение делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, артикуляции, силы голоса, речи в целом.
Ольга СКРИННИКОВА,
воспитатель дошкольного образования
яслей-сада № 41 Мозыря