Творческая мастерская для учителей начальных классов «Лэпбук как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся при реализации мини-проектов»  

- 18:04Методичка, Начальная школа. Идеи

Опыт проведения творческой мастерской будет интересен руководителям методических объединений, методистам, заместителям директора по учебной, учебно-методической, учебно-воспитательной работе, учителям начальных классов, учителям-предметникам учреждений общего среднего образования, а также методистам и воспитателям дошкольных учреждений.

 

Людмила  ЛЕМЕШ,
учитель начальных классов
ГУО «Гимназия г. Сморгони»,
Гродненская область

Liemiesh74@gmail.com

 

 

 

 

 

В современной школе к личности педагога предъявляются требования социальной мобильности, способности творчески осваивать и преобразовывать педагогическую действительность в процессе самореализации. Однако на практике не все учителя готовы к творческой деятельности, не все ощущают себя активными субъектами процесса при участии в традиционных формах работы с педагогами. Многие не стремятся к реализации своего личностного и творческого потенциала, который, несомненно, есть у каждого педагога. Считаю, что применение на практике активных форм методической работы с учителями решит эту проблему.

Одной из таких форм является творческая мастерская. Принимая участие в областном инновационном проекте «Внедрение модели формирования цифровых компетенций участников образовательного процесса», который реализовывается в государственном учреждении образования «Гимназия г. Сморгони», я обобщила опыт создания и использования лэпбуков на уроках, во внеклассной работе, проектной деятельности. Одна из задач моей инновационной деятельности как участника проекта – распространить имеющийся педагогический опыт среди учителей района по теме «Лэпбук как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся при реализации мини-проектов». В целях популяризации опыта возникла идея создать и провести творческую мастерскую в дистанционной форме с использованием интернета и сервисов визуализации. Опыт был представлен на районном методическом объединении учителей начальных классов и воспитателей, на педагогическом совете гимназии, школьном методическом объединении учителей начальных классов, в периодической печати.

«Творческая мастерская» работает уже два года. Обучение успешно завершил 31 педагог района. Это учителя начальных классов и воспитатели групп продлённого дня. В 2020/2021 учебном году прошла её апробация в дистанционном формате.

По запросам учителей, повторно проведена мастерская и в 2021/2022 учебном году. Она состояла из двух занятий. Тема первого занятия «Лэпбук как бумажный носитель информации», тема второго – «Лэпбук как носитель цифровой информации». Занятия включали как теоретические основы данной темы, так и практические аспекты. Для обеспечения процесса визуализации был создан блог «Творческая мастерская» Ссылка на блог “Творческая мастерская”.

Главное в технологии мастерских – передавать способы работы. Поэтому занятия мастерской логически выстроены в систему: теория, практическое освоение необходимых навыков по теме занятия, выбор темы для будущего лэпбука, рекомендации, консультации руководителя мастерской, практическая работа, демонстрация и защита созданного лэпбука, рефлексия и подведение итогов. В дистанционной творческой мастерской преобладала индивидуальная форма работы, но при этом участники могли обмениваться идеями, задавать вопросы руководителю, получать консультации, знакомиться с работами коллег. Всё это стало возможным благодаря освоению необходимых сервисов Web 2.0, с помощью грамотно подобранных инструкций и видео.

Считаю собственной находкой создание лэпбука в интерактивном формате с помощью сервиса My Storybook. Это сервис для создания интерактивной книги. А лэпбук – это и есть книга с большим количеством кармашков, вкладок, открывающихся дверей и окошек. Сервис позволил создать лэпбуки со множеством вкладок, картинок, фото, видео и аудиозаписей не только из сети интернет, но и собственных, что способствовало проявлению творчества и реализации идей. Обязательным условием оформления лэпбука является составление собственных викторин, игр, тренажёров, ребусов, кроссвордов с помощью генераторов и сервисов визуализации. Ссылки на созданные игры кодируются с помощью генератора QR-кода и помещаются на страницы интерактивного лэпбука. Это даёт учителю возможность использовать эти игры в работе с детьми, когда в любой момент учащийся, имея смартфон, может считать QR-код и выполнить задания викторины, разгадать ребус или кроссворд, закрепить полученные знания с помощью тренажера. Это очень важный момент в практической работе педагога.

Работа в рамках творческой мастерской позволила педагогам повысить свои профессионально-педагогические компетенции: предметную, информационно-коммуникативную, креативную, и получить необходимый опыт по вопросу «Лэпбук как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся при реализации мини-проектов». Демонстрация продукта творческой деятельности участников показала, что педагоги уже не только создают лэпбуки сами, но и активно привлекают к этой деятельности своих учащихся. Идея создания лэпбуков при реализации проектов была отмечена на районной конференции проектных и исследовательских работ учащихся начальных классов и педагогических работников учреждений общего среднего образования «Юный исследователь», где продукты проектов были представлены лэпбуками. Это доказывает, что учитель, который распространяет успешный опыт среди коллег, всегда находит единомышленников.

Считаю, что цель творческой мастерской достигнута.

В результате создана методическая копилка лэпбуков по предмету «Человек и мир» для учащихся 1–4-х классов и банк интерактивных лэпбуков.

Планирую представить выставку учебных лэпбуков на районном методическом объединении учителей начальных классов и воспитателей в 2021/2022 учебном году, а также провести творческую мастерскую по теме для воспитателей группы продлённого дня и учреждений дошкольного образования.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий