Татьяна КОВЧИК,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 17 г. Лиды»,
Гродненская область
В поиске новых творческих форм и методов обучения детей дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности педагогами специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 6 лет яслей-сада № 17 Лиды к началу 2021/2022 учебного года был разработан проект «Остров безопасности».
В организации работы над проектом неоценимую помощь оказали родители воспитанников, которые проявили заинтересованность и активное участие в нем. Общими усилиями были изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым и театрализованным играм, дидактические и развивающие игры, пожарный щит и макет улицы с дорожными знаками.
В течение учебного года воспитанники, увлеченно играя с персонажами Тушистик и Светофорыч, изучали разные направления безопасного поведения, участвовали в мини-проектах «На улицах Острова безопасности», «Мой дом – моя крепость», «Озорной огонёк», «Чужие люди», «Мы едем гулять». Сделать образовательный процесс привлекательным для современного ребенка удалось через вовлечение «жителей острова Безопасности» в разные виды деятельности и использование разных средств обучения. Для детей организовывались встречи с сотрудниками РОЧС и ГАИ. Воспитанники посещали Центр безопасности МЧС в городе, ходили на целевые прогулки; учились, играя в комнате безопасности учреждения дошкольного образования; читали художественные произведения, просматривали мультимедийные презентации, проводили опыты и эксперименты, развивающие электровикторины «Моя безопасность».
Во время целевых прогулок к перекрестку дети наблюдали за работой светофора и движением транспортных средств, изучали дорожные знаки. На организованных встречах с сотрудниками ГАИ они изучали правила безопасности на дороге, во время поездок в транспорте и игр во дворе. Результаты наблюдений в реальных условиях и проведенных бесед воспитанники отражали в игре на макете улицы. Дети самостоятельно по своему замыслу или с помощью Светофорыча моделировали игровое пространство: расставляли дорожные знаки, светофор, макеты зданий, разные виды транспорта, располагали дорожную разметку. Тем самым практически отрабатывали правила дорожного движения. Ребята разыгрывали игровые ситуации «Идём по улице», «Запрещается – разрешается», соблюдая правила поведения участников дорожного движения – водителя и пешехода. Увлекательным для воспитанников было участие в проведении опытов «С фликером в темноте», «Мокрая дорога», «Скользкая дорога», «Что можно увидеть через мокрое стекло», в процессе которых они усвоили, с какими сложными условиями сталкивается водитель, и какую ответственность несет пешеход. Полученные впечатления ребята отражали в сюжетно-ролевой игре «Дорожный патруль».
С целью изучения правил пожарной безопасности игровой персонаж Тушистик организовывал с ребятами игровые ситуации с использованием макета пожарного щита, паркинга МЧС, подвижные игры «Эстафета пожарных», «Потушим пожар», «1, 2, 3 – беги!», а так же моделировал пожароопасные ситуации в комнате безопасности. Реализовать свои знания, представить себя спасателями-пожарными ребятам удалось в сюжетно-ролевых играх «Мы – юные спасатели», «Загорелся кошкин дом».
В ходе реализации мини-проекта «Мы гулять идём» воспитанники совершили целевые прогулки в лесопарковую зону, к озеру, где закрепляли правила безопасного поведения в природе. В комнате безопасности в учреждении дошкольного образования просматривали обучающие мультимедийные презентации «Контакты с животными», «В мире насекомых», «Наш друг лес», «Земля – наш дом»; играли, решали проблемные ситуации, закрепляли представления о возможных опасностях в природе, отрабатывали навыки безопасного поведения в различных ситуациях.
Используя моделирование опасных ситуаций «Кому из взрослых можно доверять», «Кто-то стучится в дверь», игры-фантазии «Один дома», «Если бы я потерялся», игры-драматизации по сюжетам сказок «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», воспитанники закрепляли правила поведения при общении с незнакомыми людьми.
Для закрепления представлений об опасных бытовых ситуациях и действиях при их возникновении, об источниках опасности в доме и правилах безопасного поведения родители вместе с детьми рисовали схемы квартиры с обозначением опасных для ребенка мест, составляли шкалу опасности предметов быта, изготавливали книжки-малышки по изучению правил безопасного поведения в быту.
На заключительном этапе реализации проекта воспитанники поучаствовали в игровом комплексе «Путешествие по Острову Безопасности», где продемонстрировали свои знания о правилах безопасности жизнедеятельности, умения найти выход из трудной и опасной ситуации, навыки по выполнению алгоритма действий при возникновении опасности и оказанию помощи пострадавшим.
Реализация проекта позволила «жителям острова Безопасности» научиться беречь себя в окружающем мире и уметь адекватно действовать в разных ситуациях.