Гражданско-патриотическое воспитание через деятельность объединения по интересам «Живое слово»

- 15:03Воспитательная работа, Опыт

Светлана ВЛАСЕНКО,
методист
ГУДО «Районный центр творчества детей и молодежи
«Ветразь надзей» г.п. Хотимска»,
Могилевская область

 

Работа по привлечению учащихся к журналистской, исследовательской, краеведческой работе по изучению истории малой родины – актуальная составляющая гражданско-патриотического воспитания сегодняшних подростков.

Именно такой деятельностью занимаются учащиеся объединения по интересам «Живое слово» районного центра творчества детей и молодежи «Ветразь надзей» г.п. Хотимска», руководителем которого уже более десяти лет является Надежда Ковалева.

Программа кружка «Живое слово» дает ребятам возможность получить не только комплекс знаний о журналистике как о профессиональной и общественной деятельности, но и умение владеть словом, грамотно выражать свои мысли и уверенно держаться перед аудиторией – пожалуй, это один из самых ценных и актуальных навыков в наше время.

На занятиях в объединении по интересам «Живое слово» учащиеся учатся извлекать и отбирать факты, работать с различными источниками информации, делать собственные обобщения и выводы, давать объяснения, использовать и излагать полученную ранее информацию, письменно формулировать свои мысли.

Перед тем, как отправиться на встречу с собеседником, юнкоры продумывают, какие вопросы можно задать, как корректно подойти к теме разговора. Для работы учащиеся разбиваются на группы: кто-то отвечает за фотосъёмку, кто-то подыскивает интересные темы, кто-то оформляет материалы для будущей статьи и т.п.

 

Исследовательская работа «Живого слова» патриотического направления

Ребятами под руководством Надежды Ивановны собран и опубликован в СМИ уникальный материал о действовавшем на территории района в годы войны карательном отряде Бишлера. Записаны воспоминания ветеранов-фронтовиков, партизан, узников концлагерей, работников тыла, а также воспоминания о земляках, погибших во время ожесточённых боёв на реке Проне, о партизанах, действовавших на территории Хотимского района, а также о знаменитых земляках, об истории культовых сооружений, деревень Хотимского района, в том числе сожженных карателями – Гутта и Витава. На основе этих материалов были написаны рассказы: «Я три державы покорил» (Иван Ходос), «У войны не женское лицо» (Анастасия Никитенко), «Свидетель нацистских лагерей» (Алена Богданова) и другие.

Большое внимание педагог и учащиеся уделяют «детям войны» – тем, кто родился в предвоенные и военные годы. Они не были активными участниками боевых действий на фронтах и в партизанских отрядах, но являются современниками и живыми свидетелями тех лет. В их памяти живы воспоминания о военных и первых послевоенных годах, что является ценнейшим историко-краеведческим материалом. По материалам были написаны очерки Екатерины Макаренко и Анастасии Прошкиной «Счастье жить в мирной стране», «Из детства, опаленного войной», «Фотография 41-го года».

Учащиеся объединения по интересам «Живое слово» собрали и систематизировали сведения об учителях и учительских династиях Хотимского района – ветеранах Великой Отечественной войны. Так они стремились привлечь внимание общественности, педагогов, учащихся к изучению жизненного, боевого, трудового пути учителей, внесших неоценимый вклад в победу над нацизмом и в дело воспитания, просвещения, образования молодежи. Это педагоги: Иван Сотников, Свирид Лавриненко, Петр Кравцов, Анастасия Кравцова. По воспоминаниям родных и близких ветеранов, их коллег, учеников, односельчан, по документам военных и личных архивов был написан очерк «Учитель! Перед именем твоим!» (авторы Арина Минченко и Александра Куляцкая).

 

Православное направление в деятельности объединения по интересам «Живое слово»

Еще одним направлением деятельности объединения по интересам «Живое слово» является изучение святынь Хотимского района. Учащиеся выявляют утраченные данные о храмах, оказывают посильную помощь в благоустройстве их территорий, знакомятся с интересными историческими фактами. Благодаря ребятам удалось воссоздать образ Михайловского храма – православной святыни, утраченной в середине ХХ века. В основе исследования – воспоминания потомков людей, которые служили в храме, также тех, кто имел непосредственное отношение к нему. Их рассказы позволили восстановить и живописные картины престольных праздников, и трагические страницы нашей истории 20–30-х годов, военного времени. Удалось найти некоторые предметы из Михайловской церкви (иконы, крест). Радостным событием стал чин освящения Поклонного креста на месте сожженного осенью 1943 года Михайловского храма в с. Боханы.

 

Публикации в СМИ и достижения участников кружка

Все эти материалы стали основой для создания сборника творческих работ учащихся «Живое слово», который был удостоен высокой награды – диплома 1-й степени Министерства образования Республики Беларусь.

Сам факт живого, непосредственного общения с участниками и очевидцами событий является, может быть, той последней возможностью, благодаря которой юное поколение чувствует себя ответственным за хранение памяти и передачу её потомкам, и именно такой материал обладает высокой воспитательной ценностью.

 

Учащимися были написаны более 80 очерков, эссе, стихов, рассказов и других творческих работ, которые отмечены международными, республиканскими, областными наградами. За последние два года в копилке у ребят 25 дипломов первой, второй и третьей степени на областном и республиканском уровнях. А в последнем республиканском конкурсе юных журналистов «Ты в эфире» Иван Малиновский занял 3-е место в областном этапе и 2-е место – в республиканском в номинации «Печатный материал».

Также ребята публикуются в районной газете «Шлях Кастрычнiка». У них более 70 публикаций за два последних года, есть публикации в газетах «Могилевские ведомости», «Настаўнiцкая газета».

Многие выпускники объединения по интересам «Живое слово» стали филологами и журналистами.

Проникновение в прошлое влияет на наше настоящее в такой же степени, в какой мы в данный момент времени влияем на свое будущее, сами становясь страницей истории.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий