Правописание и употребление в речи существительных с корнем пол-. Урок русского языка в 6-м классе  

- 15:45II И III СТУПЕНИ, Методичка, Русский язык и литература. Сценарии

Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

 

Тема: Правописание и употребление в речи существительных с корнем пол-

Цель (обучающая):

предполагается, что к окончанию урока учащиеся

– будут знать правило написания сложных имён существительных с корнями пол- (полу-);
– будут уметь правильно писать сложные существительные с корнями пол- (полу-) и употреблять данные слова в речи;
– смогут выполнить самостоятельную работу.

Презентация: Правописание и употребление в речи существительных с корнем пол-

 

Ход урока

I Организационный момент

– Ребята! В начале урока предлагаю послушать притчу. Подумайте, какую мысль доносит до нас автор.

Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.
– Господи! Это Ты! – воскликнула она с радостью.
– Да, это Я, – ответил Бог.
– А что у Тебя можно купить? – спросила женщина.
– У меня можно купить всё, – прозвучал ответ.
– В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.
Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
– И это всё?! – воскликнула удивленная и разочарованная женщина.
– Да, это всё, – ответил Бог и добавил: – Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена?

Определите основную мысль притчи. (От самого человека зависит его жизнь: счастье, успех, богатство, только нужно приложить усилия).

На уроках вы получаете семена знаний, которые в ваших силах либо вырастить и преумножить, либо загубить. Всё в ваших руках.

Запись даты, словосочетания «Классная работа».
Строчка для темы остаётся свободной

 

II Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы с вами начали изучать тему «Слитное и дефисное написание сложных имён существительных». Дома вы должны были выучить правило и выполнить упражнение 332. Это задание мы проверим следующим образом: вам предстоит ответить на вопросы по теории

СЛАЙД 2 «Продолжите предложение»
1. Сложное имя существительное – это существительное, которое состоит из… (двух и более корней).
2. Правописание сложных существительных зависит от способа… (словообразования).
3. Если существительное образовано способом сложения с помощью соединительной морфемы, то оно пишется… (слитно).
4. СЛАЙД 3 Если существительное образовано способом сложения без соединительной морфемы, то оно пишется… (через дефис).
5. Сложные существительные с корнем пол- и соединительной морфемой —у- пишутся… (слитно).
6. Сложные существительные с корнем пол- пишутся через дефис перед… (гласной, прописной и буквой л).
СЛАЙД 4 «Найдите лишнее слово»
7. (Слово)образование, (языко)знание, (северо)запад, (пыле)удалитель.
8. (Полу)круг, (пол)батона, (пол)лайма, (пол)версты.
Самопроверка по СЛАЙДАМ 4–6

Если всё правильно – 8 баллов
Взаимопроверка упр. 332
СЛАЙД 5

Оценивание: 2 балла, если всё правильно, 1 – если есть 1–2 ошибки.

Примечание: отметки за д/з (правило и упр.) можно выставить двум учащимся. Остальные накапливают баллы в течение урока.

 

III Переход к теме. Создание проблемной ситуации

Вы неплохо усвоили тему и, думаю, что сможете мне помочь решить такую проблему. Вчера врач назначила лекарство моему сыну и написала, как его следует принимать. Запись выглядела следующим образом:

СЛАЙД 6

«Стоптуссин» принимать по пол чайной ложки три раза в день. В течение полчаса после приёма лекарства воздержаться от приёма пищи.

Всё ли тут правильно написано? Сможете ли вы объяснить?

 

IV Тема, цель урока

Сегодня мы продолжим изучать тему «Правописание сложных существительных с корнем пол-»

СЛАЙД 7

Задачи:

1) будем знать правило написания сложных существительных с корнем пол-;
2) будем уметь правильно писать и употреблять в речи сложные существительные с корнем пол-;
3) сможем составить рецепт блюда с использованием сложных существительных.

К концу урока вы сможете заработать 10 баллов – 8 – за самостоятельную работу и 2 балла – за правильно выполненные задания в ходе урока.

 

V Изучение новой темы

1 Работа в парах с карточками

Сравните данные сочетания. Определите часть речи выделенных слов. Сделайте вывод о правописании.

Пол-яблока – пол зелёного яблока
Полгруши – пол спелой груши
Полтетради – пол толстой тетради
Полкомнаты – пол большой комнаты

 

2) Работа с учебником

Сравните свои предположения с материалом учебника (с. 155).

 

VI Закрепление

1 Упр. 336 (по вариантам по две пары слов)

Два человека работают у доски.

+ Разобрать по составу слова пол-ложки и полтарелки.

 

2 Зрительный диктант

СЛАЙД 8

Придумайте названия данным картинкам. Обязательное условие – это должны быть имена существительные с корнем пол-. Употребите их как без прилагательных, так и с прилагательными. С одним словом составьте предложение.

Задание выполняется по рядам в парах.

 

Проверьте по СЛАЙДУ 9

Полрыбы – пол живой рыбы

Полкорабля – пол большого корабля

Полмяча – пол футбольного мяча

Полгитары – пол деревянной гитары

Пол-лодки – пол новой лодки

Пол-яблока – пол красного яблока

Полтелефона – пол серого телефона

Пол-лимона – пол жёлтого лимона

Полсумки – пол белой сумки

Поставьте за задание 1 балл, если всё правильно.

 

3 Гимнастика для глаз

 

4 Работа в парах. Наблюдение над языковым материалом, упр. 337 (подумать над вопросом, от чего зависит появление соединительной морфемы —у-).

 

5 Самостоятельная работа с упр. 337 (з. 3 – по рядам, три человека – у доски).

 

Проверьте по СЛАЙДУ 10

Поставьте за задание 1 балл, если всё правильно.

 

6 Возвращение к предложению и задачам урока.

СЛАЙД 11

«Стоптуссин» принимать по пол чайной ложки три раза в день. В течение полУчаса после приёма лекарства воздержаться от приёма пищи.

СЛАЙД 12

Задачи:

1) будем знать правило написания сложных существительных с корнем пол-;
2) будем уметь правильно писать и употреблять в речи сложные существительные с корнем пол-;
3) сможем составить рецепт блюда с использованием сложных существительных.

 

7 Самостоятельная работа с текстом на карточках

– Я назову ингредиенты блюда, название которого вам нужно будет отгадать.

СЛАЙД 13

Свёкла, морковь, огурец, картофель, квашеная капуста, репчатый лук. Всё это заправляется растительным маслом, уксусом, сахаром. (Винегрет).

Лексико-орфографическая работа со словом ВИНЕГРЕТ.

Этимология: слово винегрет заимств. В XVIII в. из франц. яз., где vinaigrette «соус из уксуса и масла» – суф. Производное от vinaigre «уксус», сложения vin «вино» и aigre «кислый». Сущ. Винегрет в значении «мешанина» появляется во 2-й половине XIX в. и является исконно русским. 

Задание – восстановить рецепт салата, раскрывая скобки в тексте на карточках.

 

Рецепт винегрета

Для приготовления винегрета необходимы следующие продукты: (пол)свёклы и (пол)моркови, отваренные в течение (пол/полу)часа, (пол)огурца, (пол)литра квашеной капусты, (пол)головки репчатого лука.

Для заправки вам понадобится (пол)столовой ложки растительного масла и уксуса, (пол) чайной ложки сахара.

Овощи необходимо порезать кубиками, полить заправкой и перемешать. Приятного аппетита.

 

Проверьте по СЛАЙДУ 14

Полсвёклы
Полморкови
Получаса
Пол-огурца
Пол-литра
Полголовки
Пол столовой ложки
Пол чайной ложки

 

VII Подведение итогов урока

Посчитайте свои баллы
Поднимите руки, кто получил желанную отметку.
Что не получилось у того, кто руку не поднял?

 

VIII Домашнее задание: вопросы на с. 157, упр. 340

– Надеюсь, что из семян, полученных вами на уроке, вырастут крепкие знания, которые пригодятся вам в жизни.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий