Автор делится опытом использования самомассажа. Такой массаж будет полезен для проведения логопедических и коррекционных занятий, а также для самостоятельного использования дома с детьми.
Элла ТИШУРОВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 3 г. Круглое»
Могилёвская область
Дети, которые приходят на логопедические занятия, редко имеют нормальный мышечный тонус мимической и артикуляционной мускулатуры. Поэтому, исключительно на всех занятиях по устранению недостатков в речевом развитии, я использую некоторые виды самомассажа (массажа, выполняемого самим ребенком под руководством взрослого): самомассаж мышц лица, шеи, головы, ушных раковин, пальцевой мускулатуры. Использование этих приёмов самомассажа, проводимых в игровой форме, существенно помогает в коррекционной работе. Они способствуют повышению тонуса, эластичности, сократительной способности мышц, которые участвуют в произношении звуков, тем самым подготавливая артикуляционный аппарат к правильному звукопроизношению.
С его помощью также лучше развивается слуховое и зрительное внимание, речеслуховая память, координация, произвольная и мелкая моторика пальцев рук. Занимательные стихотворные тексты, образы, доступные массажные движения помогают нормализовать эмоциональную сферу детей, оказывают общеукрепляющее воздействие, вырабатывают правильный ритм дыхания, способствуют релаксации, пробуждают у них интерес к процессу обучения.
Для проведения самомассажа не нужно специальное оборудование. Самомассаж можно выполнять сидя, лежа, в любой удобной для ребенка позе. Этот прием удобен еще и тем, что его можно проводить не только индивидуально, но и с группой детей одновременно. Приемам самомассажа можно обучить как детей, так и их родителей. Для его проведения нет значительных противопоказаний.
Для детей дошкольного возраста продолжительность одного сеанса может составлять 5–10 минут. Каждое массажное движение выполняется 4–6 раз. Лицо и руки ребенка должны быть чистыми. После приема пищи самомассаж проводить не рекомендуется.
Обучая детей самомассажу, учитель-дефектолог сначала показывает каждый прием на себе, комментирует его. Вначале малыши выполняют массажный прием при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Все движения должны приносить детям удовольствие.
Пример самомассажа лицевой и пальцевой мускулатуры
Мы ладошки растираем,
Каждый пальчик прогреваем
(дети трут ладошки и хлопают в них).
Теплыми ладошками
Лица умываем,
(ладонями ведут по лицу сверху вниз).
Пальцы, словно грабли,
Сгребают плохие мысли
(граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам).
Растираем ушки
Сверху вниз мы быстро
(сверху вниз или снизу-вверх растирают по краю ушные раковины).
Ушки мы сгибаем,
Вниз за мочки тянем,
(ушные раковины нагибают кпереди, оттягивают за мочки вниз).
А затем бежим
Пальцами на щечки
(пальцы быстро перемещаются на щечки).
Разминаем щечки,
Надуваться учим
(круговыми движениями пальцами разминают щеки).
Разминаем губки,
Улыбаться учим
(пальцами – указательным и большим – разминают сначала нижнюю, затем верхнюю губу).
А теперь, как утки
Клювики потянем,
(губы вытягивают вперед)
Разомнем их нежно,
Даже не пораним
(пальцами обеих рук – указательным и большим – разминают верхнюю, а затем нижнюю губу).
Подбородок тянем
А потом щипаем,
(разминают подбородок, как бы оттягивая его вниз;
пощипывают нижнюю челюсть от подбородка к ушам).
А теперь по шейке
Ручейком стекаем
(поглаживают ладонями шею от нижней челюсти к ключицам).