Сочинение по картине в 5-м классе

- 16:40Методичка, Русский язык и литература. Материалы к урокам

Автор предлагает примерные планы, методические материалы к урокам по написанию сочинения по картине в 5-м классе.

 

Татьяна ИСТРАТЬКОВА,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 1 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

 

 

 

Учебная программа по русскому языку для 5-го класса определяет формирование коммуникативных умений создавать самостоятельные связные высказывания различных стилей, типов и жанров речи в устной и письменной форме как одну из главных задач обучения русскому языку. Работа по развитию речи организуется на каждом уроке, при изучении всех разделов и тем курса русского языка. Проведение учебных занятий по развитию связной речи учащихся является обязательным.

Сочинение по картине – один из видов работ по развитию речи. Знакомство с художником и его картиной повышает также общий культурный уровень учащихся, позволяет расширить знания о живописи. Этим самым формируется лингвокультурологическая компетенция, которая подразумевает духовно-нравственное, эстетическое, гражданское воспитание учащихся на основе взаимодействия языка, литературы, культуры.

В пятом классе, когда учащиеся только учатся создавать сочинения по картине, большое внимание необходимо уделять подготовительной работе, которая включает следующие этапы: подготовка учащихся к восприятию картины (вступительное слово учителя); рассматривание картины; беседа по картине (анализ картины); словарно-стилистическая и орфографическая работа.

Учащимся предлагается примерная схема сочинения, по которой и организуется беседа по картине.

Вступление.
1. Какие мысли возникают при первом взгляде на картину?
2. Несколько слов о творчестве художника, сведения о картине (если имеются).
Основная часть.
1. О чем повествует картина? Что на ней изображено?
2. Что изображено на переднем плане?
3. Что изображено на заднем плане картины?
4. Основные цвета (краски) картины. Что с помощью них передаёт художник?
5. Что привлекло особое внимание?
Заключение.
1. Расскажите о своих впечатлениях о картине? Почему она так называется?

 

В конце урока обязательно проводится анализ черновых вариантов работ учащихся.

 

 

Методические материалы к урокам
по написанию сочинения по картине в 5 классе

Сочинение-описание по картине В.Юшкевича «Волшебное утро»
Конспект урока

 

Цель: языковое и речевое развитие учащихся.

Задачи:

– формировать умение создавать текст-описание природы по картине;
– пополнять словарный запас;
– расширять кругозор учащихся; воспитывать эстетический вкус.

 

Ход урока

 1 Организационный этап

 2 Сообщение темы и цели урока

 3 Работа над темой урока

 

а) Учитель знакомит со структурой текста-описания и примерным планом сочинения-описания по картине.

– Вступление.

1) Какие мысли возникают при первом взгляде на картину?
2) Несколько слов о творчестве художника, сведения о картине (если имеются).

– Основная часть.

1) О чем повествует картина? Что на ней изображено?
2) Что изображено на переднем плане?
3) Что изображено на заднем плане картины?
4) Основные цвета (краски) картины. Что с помощью них передаёт художник?
5) Что привлекло особое внимание?

– Заключение.

1) Расскажите о своих впечатлениях о картине? Почему она так называется?

 

б) Работа над вступлением

– Представьте, что вы оказались на берегу небольшой речушки ясным летним утром. Опишите своё настроение этим утром и впечатления от увиденного.

Высказывания учащихся. Здесь и далее 1–2 наиболее удачных ответа (предложения, словосочетания) записать в тетрадь с помощью учителя.)
Например. Как приятно оказаться ясным летним утром на берегу небольшой речушки. Яркое утреннее солнце серебром отражается в реке, шумят деревья, журчит вода, на разные голоса поют птицы. На душе радостно и спокойно.

– Прочитайте упражнение 193. Выпишите ту часть (с красной строки), где говорится о художнике.

В том, что этот край воистину сказочно чудесен, лишний раз убеждаешься, глядя на пейзажную живопись белорусского художника Виктора Юшкевича, с любовью запечатлевающего эти уголки природы на своих полотнах.

Словарная работа

– Используйте слова-синонимы (словарики у каждого на парте): художник, живописец, мастер кисти, пейзажист; создает, пишет, изображает, воспроизводит, передаёт; картина, полотно, репродукция; зелёный, изумрудный, жёлто-зеленый, жёлтый, золотистый, красный, небесно-голубой, коричневый и др.

 

в) Работа над основной частью. Анализ изображённого на картине.

– О чем повествует картина? Что на ней изображено? (На картине В. Юшкевича «Волшебное утро» изображена лесная речка, протекающая среди густой ярко-зелёной растительности.)

– Что изображено на переднем плане? (На переднем плане мы видим дерево, наклоняющееся к реке.)

– Опишите дерево и реку. (Сквозь пышную крону дерева пробиваются яркие лучи утреннего солнца, окрашивая листву в нежно-зеленый цвет. Оно отражается в чистой речной воде, искрящейся на солнце.)

– Что изображено на заднем плане картины? (На заднем плане картины изображена уходящая вдаль река и густая сочная трава, растущая по берегам реки.)

– Пользуясь словами для справок из упражнения 193, продолжите предложения (предложения заранее записаны на доске):

На картине преобладают …(оттенки) цвета. С помощью этих красок живописцу удалось передать (создать, изобразить)… .
(На картине преобладают оттенки зелёного, жёлтого, коричневого, чёрного цветов. С помощью этих красок живописцу удалось передать ощущение свежести и чистоты утренней природы.)

– Продолжите предложение: Особенно привлек (-ло, -а) меня в пейзаже. (Особенно привлек меня в пейзаже яркий солнечный свет, от которого картина словно искрится.)

 

г) Работа над заключением

– Расскажите о своих впечатлениях о картине. Почему она так называется? Есть ли в ней что-нибудь сказочное? (Картина В.Юшкевича «Волшебное утро» завораживает. Она изображает прекрасный уголок нетронутой природы. Изумрудная зелень, переливающаяся на солнце водная гладь, серебристые лучи утреннего солнца создают атмосферу сказки и ожидания чуда.)

 

4 Работа над черновиком сочинения

Анализ черновиков.

5 Домашнее задание

Написать сочинение.

 

Использованные источники

Сочинение-описание картины [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oshibok-net.ru/for-all/183/186/187/. – Дата доступа: 19.11.2020.

 

 

Сочинение по картине С.Жуковского «Иней»

Материалы для учителя

 

Презентация к уроку: https://cloud.mail.ru/public/rmoN/6AokrNyUe

 

I Введение в тему. Работа над вступлением

1. Какие мысли возникают при первом взгляде на картину?

– Посмотрите на картину. Представьте, что вы оказались ясным солнечным днём в заснеженном лесу, на улице мороз, снег скрипит под ногами. Опишите своё настроение и впечатления от увиденного.
(Высказывания учащихся. Здесь и далее 1-2 наиболее удачных ответа (слова, словосочетания, предложения) записать в тетрадь с помощью учителя.)
Например. Как приятно оказаться ясным морозным днем в заснеженном лесу. На улице мороз, снег скрипит под ногами. Он блестит серебром на солнце. Дух захватывает от этой сказочной красоты!

2. Несколько слов о творчестве художника, сведения о картине (если имеются).

– Выпишите 1-2 предложения о художнике (текст на экране или у каждого на парте).

Именно такая красота изображена на картине Станислава Жуковского «Иней». Это один из самых выдающихся пейзажистов 19-20 веков. Свои пейзажи он всегда писал на улице, с натуры. В работах Жуковского много света и воздуха. Он предпочитал писать яркими, насыщенными красками. Произведения Станислава Жуковского достаточно широко представлены в государственных и частных собраниях России, Беларуси, Польши, Украины, других стран.

 

II Анализ изображённого на картине. Работа над основной частью

1 О чем повествует картина? Что на ней изображено?

(На картине Станислава Жуковского «Иней» изображена заснеженная лесная дорога. Деревья покрыты густым инеем, на елях лежат мохнатые шапки снега.)

 

2 Что изображено на переднем плане? Опишите березу, сосны, тени.

(На переднем плане мы видим берёзу, одетую в пушистую снежную шубку. Ветки высоких сосен надели белые рукавички. Деревья отбрасывают длинные розовые тени, и иней имеет розоватый оттенок. Стволы деревьев под лучами солнца приобрели красноватый цвет и ярко выделяются на фоне белоснежных крон берез.)

 

3 Что изображено на заднем плане картины?

(На заднем плане картины изображена уходящая вдаль лыжня, белые березки, зеленые елочки и ясное голубое небо. На нём нет ни одного облака, поэтому лес так ярко освещён лучами зимнего солнца.)

4 Основные цвета (краски) картины. Что с помощью них передаёт художник?

– Пользуясь материалом упр. 60, а также словариком (на экране или на партах), продолжите предложения (предложения заранее записаны на доске или на экране):

На картине преобладают … цвета.

С помощью этих красок живописцу удалось передать (создать)… .

(На картине преобладают оттенки голубого и розового цвета. С помощью этих красок живописцу удалось передать красоту лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Создается ощущение свежести и чистоты зимней природы.)

Словарик:

Сапфи́р – драгоценный камень синего или голубого цвета.
Сапфи́ровый – синий, цвета сапфира.
Лазу́рь, лазурный, лазоревый – один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.
Жемчужный – перламутровый белого, кремового, розоватого или серебристого оттенка.
Коралловый – розово-оранжевый с некоторыми нотками красного.

 

5 Что привлекло особое внимание?

– Продолжите предложение:

Особенно привлек (-ло, -а) меня в пейзаже…. Больше всего мне понравилось…. (Особенно привлекло меня в пейзаже обилие оттенков голубого: голубое чистое небо, голубой снег, серо-голубые ели вдали.)

 

III Работа над заключением

– Расскажите о своих впечатлениях о картине? Почему она так называется? Есть ли в ней что-нибудь сказочное?

(Картина С. Жуковского «Иней» изображает прекрасный уголок нетронутой природы. Глядя на эту картину, ощущаешь покой и умиротворение. Ненарушимая тишина этого леса просто необыкновенна, она завораживает и успокаивает. Автор даёт нам возможность очутиться в этом лесу и пойти по едва заметной колее в настоящую сказку, забыв обо всех тревогах и волнениях. Название картины акцентирует наше внимание на красоте ажурных берез и заснеженных хвойных деревьев.)

 

Использованные источники

Станислав Юлианович Жуковский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://artchive.ru/stanislavzhukovsky. – Дата доступа: 23.08.2021.

 

 

Сочинение-описание по картине В.Жолток «Колокольчики лесные»

Карточка для самостоятельной работы

 

Вставьте в текст слова в соответствии с изображенным на картине. В какой части сочинения можно использовать данный текст?

На картине Валерианы Жолток изображены …цветы.

Это… . Растут они в … на… . Их всегда много, поэтому легко собрать … букет.

На картине мы видим … дом. На … окне в … вазе стоит букет … колокольчиков. На подоконнике лежит … рушник. Он ещё лучше подчёркивает красоту букета.

 

Спишите, вставляя буквы. В какой части сочинения можно использовать данный текст?

Художница передала в к..ртине всю гамму цв..тов. Колокольчики наполнены нежност..ю, неприметной крас..той, изысканной утонченностью. Я думаю, что художница вложила в к..ртину свое весеннее настр..ение. К..ртина получилась одушевленная, теплая, как наяву.

 

Сочинение-описание по картине В.Васнецова «Снегурочка»
Карточка для самостоятельной работы
(предлагается после вступительной беседы)

 Вступление

Виктор Михайлович Васнецов – извес?ный ру(с,сс)кий художник. Многие его к…ртины использовались в качестве и(л,лл)юстраций к ска..кам и былинам. К..ртина «Снегурочка» написана специально для декораций к п..есе Островского. Согласно преданию, Снегурочка – девушка, р..дившаяся у Мороза и Весны. Она хоч..т узнать, что такое любовь.

 

Основная часть

– Что изображено на картине? Какое общее впечатление возникло у вас от увиденного на ней?

Слова для справок: темный лес, выглядит пугающе.

 

– Как написана природа? Что и как изображено на переднем плане? Как написаны ёлочки? Тени от них? Каким мастер кисти изобразил снег? Чьи следы мы видим на снегу?

Слова для справок: лунный свет; в самой глуши, в дремучем лесу; черный лес; маленькие елочки, отбрасывающие свои тени на белый снег; одинокая березка; небо носит зеленоватый оттенок; таинственно светят звезды.

 

– Какой мы видим главную героиню, находящуюся не в центре картины, а несколько сбоку? Опишите её позу, руки, поворот головы, лицо, одежду. На фоне чего изображена Снегурочка? Почему в тёмное время суток она хорошо видна? Что освещает её? Откуда идёт свет?

Слова для справок: светлый красивый наряд; шубка из парчи с замысловатыми узорами; шапочка с белым пушистым мехом; теплые варежки; поза с раскинутыми в стороны руками; сильное волнение и даже страх; смотрит по сторонам; красивый нежный наряд; длинная парчовая шубка, украшенная вышивкой; наряд, расшитый узорами из жемчуга; одежда жемчужно-серебристого цвета; шапочка с меховой опушкой; тёплые варежки; растерянно озирается по сторонам.

 

Заключение

Мне очень п..нравил..сь эта к..ртина. Она такая сказоч?ная и в то же время реалистичная! Я смотрю на эту к..ртину и невольно загадываю ж..лание, чтобы п..терявшаяся Снегурочка см..гла найти д..рогу к людям.

 

 

Использованные источники

Сочинения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://5klassnik.ru/po-kartinam/1429-sochinenie-po-kartine-vasnecova-snegurochka.html. – Дата доступа: 23.08.2021.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий