Лэпбук «Пожарная безопасность» предназначен для детей старшего дошкольного возраста, направлен на формирование основ безопасного обращения с огнём, правил осознанного поведения при пожаре, на развитие умений соблюдения правил безопасного обращения с электроприборами, развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
Ирина ПОЛТОРАК,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 1 г. Свислочь»,
Гродненская область
Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности является одной из наиболее важных задач воспитания и обучения. Желание постоянно открывать что-то новое часто ставит их перед реальными опасностями. Чтобы изменить отношение детей к этой проблеме, уже с дошкольного возраста необходимо заниматься вопросами пожарной безопасности.
Одной из эффективных форм обучения дошкольников являются лэпбуки. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности.
Лэпбук «Пожарная безопасность» предназначен для детей старшего дошкольного возраста, направлен на формирование основ безопасного обращения с огнём, правил осознанного поведения при пожаре, на развитие умений соблюдения правил безопасного обращения с электроприборами, развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
Лэпбук «Пожарная безопасность» представляет собой картонную папку формата А3, оклеенную самоклеящейся бумагой. На страницах папки имеются различные карманы, карточки, в которых собрана информация по теме.
Всего лэпбук вмещает в себя 24 игры и задания. Папка состоит из трех частей, с каждой из которых при необходимости можно работать отдельно, отсоединив ее. В свою очередь, все части имеют ещё по одному отсеку формата А4, с которыми также можно заниматься отдельно.
Игры и задания первой части лэпбука
Первая часть лэпбука вмещает в себя с одной стороны красочный титульный лист. На оборотной стороне размещены игры и задания.
Картотека «Правила поведения при пожаре»
Цель: уточнение знаний о поведении при возникновении пожара.
Правила: детям показывается картинка, они описывают ситуацию, объясняют ошибки и как нужно правильно поступить. Затем читается правило на самой карточке для закрепления.
Книга по правилам пожарной безопасности «Со мной безопасно!»
Цель: формирование основ безопасного обращения с огнём.
Правила: детям показывается картинка, они описывают ситуацию, объясняют ошибки, как нужно правильно поступить. Затем читается правило на самой карточке для закрепления.
Лото
Цель: развитие логического мышления.
Правила игры: детям нужно выбрать любую карточку. Затем из кармашка выбрать такие же маленькие картинки и заполнить ими поле. При этом дети проговаривают, что это за предмет, для чего он нужен, и понадобится ли он пожарному.
Картотека игр по правилам пожарной безопасности
Цель: систематизировать знания о пожарной безопасности, развивать внимание, логическое мышление.
Цветок «Пожароопасные предметы»
Цель: формирование системных представлений о месте и роли электрических приборов и предметов домашнего обихода, о пожароопасных предметах.
Правила игры: дети раскрывают цветок, внутри которого находятся фишки разных цветов. Нужно прикрепить красную фишку на лепесток с пожароопасным предметом, а зелёную фишку – на предмет с не пожароопасным предметом.
Книга «Детям о пожарной безопасности»
Цель: формирование основ о соблюдении правил пожарной безопасности. Книга содержит разные игры и задания, к примеру: «Найди отличия», «Найди тень» и др.
Игры и задания центральной части лэпбука
«Костёр загадок»
Цель: учить отгадывать загадки, развивать логическое мышление.
Картотека «Стихотворения о пожарной безопасности»
Цель: закреплять знания о пожарной безопасности.
Картотека «Пожарная техника»
Цель: обогатить знания о видах пожарной техники.
Разрезные картинки
Цель: развитие логического мышления, внимания.
Правила игры: сначала детям предлагается найти все детали картинки с помощью обозначений на обратной стороне. Затем собирается сама картинка.
Лабиринты
Цель: развитие наблюдательности, внимания.
Правила игры: ребёнок с помощью указки старается помочь пожарным добраться до очага возгорания.
«Найди изображение»
Цель: закрепление знаний о пожарной технике, развитие внимания, наблюдательности.
«Парные картинки»
Цель: учить находить сходства и отличия, описывать изображение на картинке.
«Костюм пожарного»
Цель: закрепить знания детей об экипировке пожарных.
«Посмотри и раскрась»
Цель: развитие мелкой моторики рук, связной речи, наблюдательности.
Правила: дети сначала рассматривают цветную картинку, описывают то, что на ней изображено, затем раскрашивают в такие же цвета.
Гармошка «Составь историю по картинке» и «Опиши ситуацию»
Игры и задания третьей части лэпбука
Игра «Восстанови картинку»
Цель: развивать логическое мышление, закреплять знания о геометрических фигурах.
Правила игры: дети выбирают картинку, затем находят нужные геометрические фигуры («латки»). Заполнив все пустоты, дети описывают ситуацию, которая на картинке изображена.
Картотека «Что нужно пожарному, чтобы потушить пожар?»
Цель: закреплять знания детей о предметах пожаротушения.
Книга «Знаки пожарной безопасности»
Цель: уточнить знания детей о знаках пожарной безопасности, их видах.
Правила: первая часть книги содержит пожарные знаки, и их описание, а вторая часть вмещает тесты для закрепления полученных знаний.
Картотека «Огненные пословицы и поговорки»
Цель: обогатить словарь детей пословицами и поговорками о пожаре и пожарной безопасности.
Книга «Сказки о пожарной безопасности»
Цель: обогатить знания детей о правилах поведения с огнём, воспитывать любовь к сказкам.
Книга «Раскраски» (с картинками о пожаре)
Цель: закрепление знаний о пожарной безопасности, развитие мелкой моторики руки.
«Пожарный щит»
Цель: закреплять знания о предметах пожаротушения, уметь их называть.
Правила игры: дети выбирают предметы, которые в хаотичном порядке размещены слева. Затем помещают в центральную часть на нужное место, глядя на образец справа. При этом нужно назвать предмет и указать его предназначение.
Игра «Весёлые пожарные»
Цель: развитие интереса к играм, логического мышления, наблюдательности.
Правила игры: игра содержит поле и карточки. С помощью этих карточек дети помогают «Весёлому Пожарному» протянуть пожарный шланг. При этом нужно описать, каким образом пожарный тянет шланг. Если дети затрудняются, то имеется готовое поле с карточками для подсказки.
Игра «Погоня пожарного за огнём»
Цель: развитие интереса к играм, внимания.
Правила игры: на свободных местах по всему лэпбуку размещены «пожарный» и «огоньки». Пожарный должен догнать огонь, а тот, в свою очередь, быстро перемещается к другому «огоньку», тем самым заставляя пожарного гнаться уже за другим «огоньком».
Лэпбук «Пожарная безопасность» способствует всестороннему обогащению знаний ребёнка о правилах пожарной безопасности. Это достигается благодаря его содержательности, комплексу интересных игр и заданий, удобству пользования, а также красочному оформлению.