Лэпбук «Пожарная безопасность». Использование дидактического пособия для формирования навыков безопасного поведения дошкольников старшего возраста

- 17:07Дошкольное образование. Авторские пособия, Методичка

Лэпбук «Пожарная безопасность» предназначен для детей старшего дошкольного возраста, направлен на формирование основ безопасного обращения с огнём, правил осознанного поведения при пожаре, на развитие умений соблюдения правил безопасного обращения с электроприборами, развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

 

Ирина ПОЛТОРАК,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 1 г. Свислочь»,
Гродненская область

 

Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности является одной из наиболее важных задач воспитания и обучения. Желание постоянно открывать что-то новое часто ставит их перед реальными опасностями. Чтобы изменить отношение детей к этой проблеме, уже с дошкольного возраста необходимо заниматься вопросами пожарной безопасности.

Одной из эффективных форм обучения дошкольников являются лэпбуки. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности.

Лэпбук «Пожарная безопасность» предназначен для детей старшего дошкольного возраста, направлен на формирование основ безопасного обращения с огнём, правил осознанного поведения при пожаре, на развитие умений соблюдения правил безопасного обращения с электроприборами, развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Лэпбук «Пожарная безопасность» представляет собой картонную папку формата А3, оклеенную самоклеящейся бумагой. На страницах папки имеются различные карманы, карточки, в которых собрана информация по теме.

Всего лэпбук вмещает в себя 24 игры и задания. Папка состоит из трех частей, с каждой из которых при необходимости можно работать отдельно, отсоединив ее. В свою очередь, все части имеют ещё по одному отсеку формата А4, с которыми также можно заниматься отдельно.

Игры и задания первой части лэпбука

Первая часть лэпбука вмещает в себя с одной стороны красочный титульный лист. На оборотной стороне размещены игры и задания.

 

Картотека «Правила поведения при пожаре»

Цель: уточнение знаний о поведении при возникновении пожара.

Правила: детям показывается картинка, они описывают ситуацию, объясняют ошибки и как нужно правильно поступить. Затем читается правило на самой карточке для закрепления.

 

Книга по правилам пожарной безопасности «Со мной безопасно!»

Цель: формирование основ безопасного обращения с огнём.      

Правила: детям показывается картинка, они описывают ситуацию, объясняют ошибки, как нужно правильно поступить. Затем читается правило на самой карточке для закрепления.

 

Лото

Цель: развитие логического мышления.

Правила игры: детям нужно выбрать любую карточку. Затем из кармашка выбрать такие же маленькие картинки и заполнить ими поле. При этом дети проговаривают, что это за предмет, для чего он нужен, и понадобится ли он пожарному.

 

Картотека игр по правилам пожарной безопасности

Цель: систематизировать знания о пожарной безопасности, развивать внимание, логическое мышление.    

            

Цветок «Пожароопасные предметы»

Цель: формирование системных представлений о месте и роли электрических приборов и предметов домашнего обихода, о пожароопасных предметах.

Правила игры: дети раскрывают цветок, внутри которого находятся фишки разных цветов. Нужно прикрепить красную фишку на лепесток с пожароопасным предметом, а зелёную фишку – на предмет с не пожароопасным предметом.

 

Книга «Детям о пожарной безопасности»

Цель: формирование основ о соблюдении правил пожарной безопасности. Книга содержит разные игры и задания, к примеру: «Найди отличия», «Найди тень» и др.

 

Игры и задания центральной части лэпбука

 

«Костёр загадок»

Цель: учить отгадывать загадки, развивать логическое мышление.

 

Картотека «Стихотворения о пожарной безопасности»

Цель: закреплять знания о пожарной безопасности.

 

Картотека «Пожарная техника»

Цель: обогатить знания о видах пожарной техники.

 

Разрезные картинки

Цель: развитие логического мышления, внимания.

Правила игры: сначала детям предлагается найти все детали картинки с помощью обозначений на обратной стороне. Затем собирается сама картинка.

Лабиринты

Цель: развитие наблюдательности, внимания.

Правила игры: ребёнок с помощью указки старается помочь пожарным добраться до очага возгорания.

 

«Найди изображение»

Цель: закрепление знаний о пожарной технике, развитие внимания, наблюдательности.

 

«Парные картинки»

Цель: учить находить сходства и отличия, описывать изображение на картинке.

 

«Костюм пожарного»

Цель: закрепить знания детей об экипировке пожарных.

 

«Посмотри и раскрась»

Цель: развитие мелкой моторики рук, связной речи, наблюдательности.

Правила: дети сначала рассматривают цветную картинку, описывают то, что на ней изображено, затем раскрашивают в такие же цвета.

 

Гармошка «Составь историю по картинке» и «Опиши ситуацию»

 

Игры и задания третьей части лэпбука

 

Игра «Восстанови картинку»

Цель: развивать логическое мышление, закреплять знания о геометрических фигурах. 

Правила игры: дети выбирают картинку, затем находят нужные геометрические фигуры («латки»). Заполнив все пустоты, дети описывают ситуацию, которая на картинке изображена.

 

Картотека «Что нужно пожарному, чтобы потушить пожар?»

Цель: закреплять знания детей о предметах пожаротушения.

 

Книга «Знаки пожарной безопасности»

Цель: уточнить знания детей о знаках пожарной безопасности, их видах. 

Правила: первая часть книги содержит пожарные знаки, и их описание, а вторая часть вмещает тесты для закрепления полученных знаний.

 

Картотека «Огненные пословицы и поговорки»

Цель: обогатить словарь детей пословицами и поговорками о пожаре и пожарной безопасности.

 

Книга «Сказки о пожарной безопасности»

Цель: обогатить знания детей о правилах поведения с огнём, воспитывать любовь к сказкам.      

Книга «Раскраски» (с картинками о пожаре)

Цель: закрепление знаний о пожарной безопасности, развитие мелкой моторики руки.    

 

«Пожарный щит»

Цель: закреплять знания о предметах пожаротушения, уметь их называть.

 

Правила игры: дети выбирают предметы, которые в хаотичном порядке размещены слева. Затем помещают в центральную часть на нужное место, глядя на образец справа. При этом нужно назвать предмет и указать его предназначение.

 

Игра «Весёлые пожарные»

Цель: развитие интереса к играм, логического мышления, наблюдательности.

Правила игры: игра содержит поле и карточки. С помощью этих карточек дети помогают «Весёлому Пожарному» протянуть пожарный шланг. При этом нужно описать, каким образом пожарный тянет шланг. Если дети затрудняются, то имеется готовое поле с карточками для подсказки.

 

Игра «Погоня пожарного за огнём»

Цель: развитие интереса к играм, внимания.

Правила игры: на свободных местах по всему лэпбуку размещены «пожарный» и «огоньки». Пожарный должен догнать огонь, а тот, в свою очередь, быстро перемещается к другому «огоньку», тем самым заставляя пожарного гнаться уже за другим «огоньком».

 

Лэпбук «Пожарная безопасность» способствует всестороннему обогащению знаний ребёнка о правилах пожарной безопасности. Это достигается благодаря его содержательности, комплексу интересных игр и заданий, удобству пользования, а также красочному оформлению.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий