Использование современных техник визуализации при организации природоохранных акций в учреждении дошкольного образования

- 16:45ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Идеи, Методичка

В материале описан опыт проведения современных техник визуализации при организации природоохранных акций в учреждении дошкольного образования 

 

Лилия УРИНОВИЧ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 37 г. Лиды»,
Гродненская область

 

Одной из эффективных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста в формировании начал экологической культуры являются природоохранные акции – социально значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. В процессе подготовки и проведения акций, дети вместе со взрослыми, приобщаются к общезначимым событиям, практически, а не только вербально участвуют в ней, что имеет большое воспитательное воздействие на детей дошкольного возраста, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей, что делает их наиболее ценными.

В процессе подготовки к проведению природоохранных акций активно использую интеллект-карты. Это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Отличительным свойством методики является задействование в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа, и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме. С помощью используемых при построении карт зрительных образов усиливается глубина впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала. Карта ума выглядит красиво, активизирует творческие начала (поиски ассоциаций и изображений при составлении), легко запоминается после зрительного изучения и устного проговаривания, предоставляет возможность корректировки. Творческие и игровые моменты в составлении карт делают занятия для дошколят легкими и увлекательными.

Подготовительный этап при проведении любой природоохранной акции – это сбор первоначальной информации о предмете, объекте или явлении. Применение метода интеллект-карт в данном случае весьма эффективно.

Так, при проведении акции «Накорми птиц зимой» первым делом мы изучили зимующих птиц ближайшего окружения, читали информацию с детьми, чем же птицы питаются, смотрели видеоролики. Для систематизации полученной информации и лучшего его усвоения создали с детьми интеллект-карту, на которой разместили всех зимующих птиц, чем их можно кормить, что категорически запрещено давать птицам.

По мере получения новой информации карту дополняли новыми сведениями на протяжении всей акции. Так мы создали одну коллективную работу.

Кроме этого, можно создавать индивидуальные интеллект карты. Например, родителям было дано задание дома вместе с ребенком подготовить кормушки и запечатлеть в виде интеллект-карт процесс работы. При подготовке интеллект-карт родители использовали фотографии, рисунки, схемы. На интеллект-картах многие уделили внимание материалу изготовления кормушек. Обратили внимание, что лучше использовать бросовый, вторичный материал. Следующим этапом стало изготовление кормушек, что не составила труда благодаря подробным планам работы. Дети с удовольствием развешивали, расставляли свои кормушки на участке, у окна группы.

Выпуск буклетов и информационных листков для родителей стал неотъемлемой частью работы во время проведения всех природоохранных акций. Применение такой технологии, как инфографика, в данном случае позволяет донести до родителей информацию в простой, доступной форме. В рамках проведения природоохранной акции «Береги воду!» для родителей были изготовлены информационные листки и буклеты в технике инфографики: «Где живет вода?», «Значение воды в жизни человека», «Как экономить воду дома?».

В преддверии Дня леса в группе была проведена акция «Сохрани дерево – сдай макулатуру!». На протяжении всего времени проведения акции воспитанники распространяли флаеры с информацией о необходимости сортировать и перерабатывать мусор. Был создан баннер под названием «Лес – наше богатство». Благодаря акции дети пересмотрели свое отношение к книгам, стали бережнее к ним относиться, участвовали в сборе макулатуры.

С приходом весны появляется много экологических проблем, на которые стоит обратить внимание дошкольников. Так, акция «Сохраним первоцветы» имеет огромное влияние для нашей природы. С каждым годом весенних первых цветов становится все меньше, а ведь цветут они всего несколько дней; многие растения размножаются семенами, и появятся они только через несколько лет. К этому дню мы собрали коллекции семян, дети посадили в горшочки семена петуньи, заготовили к посадке луковичные растения. Все время, пока воспитанники ухаживали и заготавливали семена, они вели подробное наблюдение и фиксировали в своих дневниках. Так, каждым воспитанником был создан подробный таймлайн, в котором были запечатлены этапы заготовки и посадки растений. Это наглядно дает возможность понять длительность процесса и важность каждого этапа.

Весной анонсировали среди родителей участие в самой массовой экологической акции «Час земли», когда миллионы людей выключают электричество на час. Цель акции – привлечь внимание к необходимости ответственного отношения к природе и ресурсам планеты. Информационные листки были распространены среди родителей в Viber-группах. В Instagram аккаунте нашего учреждения был установлен таймер с обратным отсчетом, чтобы никто не пропустил время начала этой акции.

Природоохранная акция «Сортируй мусор!» нашла большой отклик среди детей и родителей. В ее рамках были организованы мероприятия, направленные на привлечение родителей и детей к сортировке домашних отходов. Мы показали детям, что если правильно отделять материалы друг от друга, то многое можно использовать вторично, на пользу людям и не во вред природе. Был создан под названием «Экология в вопросах и ответах», организован фотомарафон «Как я сортирую мусор дома», организована выставка «Поделки из ненужных вещей». Во время проведения акции, с целью отказа от пользования пластиковыми пакетами, прошел конкурс «Торбашоу». Финальным этапом конкурса стало дефиле всех участников, где ребята демонстрировали свои экологичные сумки для покупок, изготовленные из вторичного материала. Была организована онлайн-трансляция мероприятия на официальном YouTube-канале. Благодаря конкурсу воспитанники осознали, что гораздо полезнее использовать именно сумки многоразового использования, так как срок разложения пластика от 5 до 15 лет.

В мае в процессе подготовки к выпускному празднику, воспитанники совместно с родителями приняли решение отказаться от запуска шаров в небо, а вместо них оставить о себе память в виде посаженного дерева на территории детского сада. Так появилась новая традиция – сажать деревья на «Аллее выпускников». Свое решение будущие выпускники озвучили в видеоролике, в котором подробно рассказали об угрозе для экологии, которое влечет бездумное запускание огромного количества шаров в небо.

После участия в акциях дети начинают смотреть на проблему сохранения планеты по-другому, с позиции людей, которые могут предотвратить загрязнение окружающей среды, уберечь от вырубки ёлочки, помочь птицам пережить зиму.

Современные средства визуализации, такие как инфографика, интеллект-карты, таймлайн, информационно-коммуникативные средства помогают сделать процесс проведения акции более ярким, информационно насыщенным, наглядным. Яркая информация на стендах и в Интернет-ресурсах привлекает внимание родителей, позволяет увеличить процент охвата родителей, призывает их к более активному и эффективному взаимодействию.

 

Литература

Акименко, В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников / В.М.Акименко // Начальная школа. – 2012. – № 7. – С. 1–4.
Смолер, Е. И. Образовательный проект «Зеленые школы» в учреждениях дошкольного образования : учебно-методическое пособие (с электронным приложением) / Е.И.Смолер. – 2-е изд. – Минск : БГПУ, 2020. – 88 с.
Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. ин-т образования, 2019.

  

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий