Развитие просодических компонентов речи на основе использования игровых упражнений у воспитанников 5–6 лет в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи

- 17:40КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Авторские пособия, Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

В материале автор предлагает ознакомиться с игровыми упражнениями по развитию просодических компонентов речи.

 

 

Наталья КЛЕПИКОВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребенка»,
Гродненская область

 

 

 

На индивидуальных занятиях с воспитанниками при коррекции просодических компонентов речи я уделяю внимание развитию просодической стороны речи, к которой относятся: интонация, пауза, ударение, темп, ритм, тембр, речевое дыхание. Важно, чтобы материал, задействованный в коррекционной работе, был многоцелевой: при использовании одного игрового упражнения наряду с главной задачей – развитием просодических компонентов – решаются и иные коррекционные задачи. Например, развивая силу голоса, можно автоматизировать необходимый звук, развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание. И конечно же, игровой материал должен быть занимательным для воспитанника.

С этой целью мною изготовлен комплекс игровых упражнений по развитию просодических компонентов речи. Предлагаю ознакомиться с некоторыми игровыми упражнениями.

https://www.youtube.com/shorts/6xjGfLMY1Ic

https://www.youtube.com/shorts/yiwOPBK6mOM

https://www.youtube.com/shorts/Lu5eOwH_Z5M

 

 

 

Гусеница

Задачи:

– автоматизировать звук [л] в словах в разных позициях;
– развивать просодические компоненты речи: громкость голоса, высоту голоса, темп речи, интонационную выразительность (вопросительную, восклицательную);
– развивать зрительное восприятие.

Инструкция

Перед тобой гусеница, которую заколдовал колдун: приклеил на её тело различные предметы. Сними заклятие с гусеницы. 

Вариант 1а. Называй предмет, изображённый на картинке, чётко произнося [л] в слове громким или тихим голосом. Если возле картинки находится смайл с громкоговорителем, то называй слово громко. Если возле картинки расположен спящий смайл, то называй слово тихо. Каждый правильно названный тобой предмет, изображённый на картинке, закрывай фишкой (таким образом заклятие колдуна снимается).

Вариант 1б. Называй предмет, изображённый на картинке, чётко произнося [л] в слове громким или тихим голосом. Если возле картинки находятся смайл с громкоговорителем и одна кочка, то произноси слово громко один раз. Если возле картинки находятся смайл с громкоговорителем и две кочки, то произноси слово громко два раза. Каждый правильно названный тобой предмет, изображённый на картинке, закрывай фишкой (таким образом заклятие колдуна снимается).

Если возле картинки расположен спящий смайл на одной кочке, то произноси слово тихо один раз. Если возле картинки расположен спящий смайл на двух кочках, то произноси слово тихо два раза. Каждый правильно названный тобой предмет, изображённый на картинке, закрывай фишкой (таким образом заклятие колдуна снимается).

Вариант 2а. Называй предмет, изображённый на картинке, чётко произнося [л] в слове высоким или низким голосом. Если возле картинки находится взрослый медведь, то произноси слово низким голосом. Если возле картинки сидит медвежонок, то произноси слово высоким голосом. Каждый правильно названный тобой предмет, изображённый на картинке, закрывай фишкой (таким образом заклятие колдуна снимается).

Вариант 2б. Называй предмет, изображённый на картинке, чётко произнося [л] в слове высоким или низким голосом. Если возле картинки находятся взрослый медведь и одна кочка, то произноси слово один раз низким голосом. Если возле картинки находятся взрослый медведь и две кочки, то произноси слово низким голосом два раза. Каждый правильно названный тобой предмет, изображённый на картинке, закрывай фишкой (таким образом заклятие колдуна снимается).

Если возле картинки сидит медвежонок на одной кочке, то произноси слово высоким голосом один раз. Если возле картинки сидит медвежонок на двух кочках, то произноси слово высоким голосом два раза. Каждый правильно названный тобой предмет, изображённый на картинке, закрывай фишкой (таким образом заклятие колдуна снимается).

Вариант 3а. Называй предмет, изображённый на картинке, чётко произнося [л] в слове в быстром или медленном темпе. Если возле картинки находится зайка, то произноси слово быстро. Если возле картинки сидит улитка, то произноси слово медленно. Каждый правильно названный тобой предмет, изображённый на картинке, закрывай фишкой (таким образом заклятие колдуна снимается).

Вариант 3б. Называй предмет, изображённый на картинке, чётко произнося [л] в слове в быстром или медленном темпе. Если возле картинки находятся зайка и одна кочка, то произноси слово быстро один раз. Если возле картинки находятся зайка и две кочки, то произноси слово быстро два раза. Каждый правильно названный тобой предмет, изображённый на картинке, закрывай фишкой (таким образом заклятие колдуна снимается).

Если возле картинки сидит улитка на одной кочке, то произноси слово медленно один раз. Если возле картинки сидит улитка на двух кочках, то произноси слово медленно два раза. Каждый правильно названный тобой предмет, изображённый на картинке, закрывай фишкой (таким образом заклятие колдуна снимается).

Вариант 4а. Называй предмет, изображённый на картинке, чётко произнося [л] в слове с вопросительной или восклицательной интонацией. Если возле картинки заметил вопросительный знак, то произноси слово с вопросительной интонацией. Если возле картинки заметил восклицательный знак, то произноси слово с восклицательной интонацией. Каждый правильно названный тобой предмет, изображённый на картинке, закрывай фишкой (таким образом заклятие колдуна снимается).

Вариант 4б. Называй предмет, изображённый на картинке, чётко произнося [л] в слове с вопросительной или восклицательной интонацией. Если возле картинки заметил вопросительный знак и одну кочку, то произноси слово с вопросительной интонацией один раз. Если возле картинки заметил вопросительный знак и две кочки, то произноси слово с вопросительной интонацией два раза. Каждый правильно названный тобой предмет, изображённый на картинке, закрывай фишкой (таким образом заклятие колдуна снимается).

Если возле картинки заметил восклицательный знак и одну кочку, то произноси слово с восклицательной интонацией один раз. Если возле картинки заметил восклицательный знак и две кочки, то произноси слово с восклицательной интонацией два раза. Каждый правильно названный тобой предмет, изображённый на картинке, закрывай фишкой (таким образом заклятие колдуна снимается).

Речевой материал:

– лампа, шоколад, клубника, стол, колбаса, лавка, лошадь, колобок, юла, платье, глобус, ложка, жёлудь;
– слон, лодка, блокнот, булка, сало, лук, балкон, лампочка, салат, флакон, шашлык, велосипед, лак;
– халат, алмаз, пластилин, голубь, кукла, котелок, белка, плащ, лось, молоток, лопата, платок, шланг;
– пила, фиалка, фламинго, яблоко, вёсла, скала, глаз, масло, иголка, хлопушка, осёл, ладонь, шкатулка;
– футболка, ластик, клубок, лотос, клумба, лупа, скалка, палатка, полотенце, кулон, лукошко, мыло;
– солонка, колос, одеяло, зажигалка, кинжал, молоко, галка, посылка, копилка, колпак, полка, вилка;
– жёлудь, флакон, молоток, мыло, посылка, колбаса, шашлык, пила, лампочка, бутылка, фломастер, галка;
– планшет, точилка, клубника, глаз, лаваш, заколка, плоскогубцы, метёлка, лось, полотенце, клоун, лодка.

 

Просодик 1

Задачи:

– автоматизировать [л] в словах в разных позициях;
– развивать просодические компоненты речи: громкость голоса, высоту голоса, темп речи, интонационную выразительность (вопросительную, восклицательную);
– развивать зрительное восприятие.

Инструкция

Вариант 1. Перед тобой игровое поле. Продвигайся от картинки с изображением девочки с громкоговорителем по стрелке к предметным картинкам и называй их громким голосом, чётко произнося [л] в словах. Продвигайся от картинки с изображением спящего малыша по стрелке к предметным картинкам и называй их тихим голосом, чётко произнося [л] в словах.

От картинки с изображением леопарда по стрелке продвигайся к предметным картинкам и называй их быстро, чётко произнося [л] в словах. От картинки с изображением черепахи по стрелке продвигайся к предметным картинкам и называй их медленно, чётко произнося [л] в словах.

От картинки с изображением взрослого медведя по стрелке продвигайся к предметным картинкам и называй их низким голосом, чётко произнося [л] в словах. От картинки с изображением медведицы по стрелке продвигайся к предметным картинкам и называй их нормальным голосом, чётко произнося [л] в словах. От картинки с изображением медвежонка по стрелке продвигайся к предметным картинкам и называй их высоким голосом, чётко произнося [л] в словах.

Вариант 2. Перед тобой игровое поле с предметными картинками. Возле каждой предметной картинки расположена стрелочка с указанием на то, каким голосом (высоким или низким, громким или тихим), в каком темпе (быстро или медленно) необходимо произнести данное слово. Обращай внимание на чёткое произнесение в словах [л].

Речевой материал:

в начале слов: лак, лампа, лопата, лапа, лампочка, ластик, ласточка, лосось, ландыш, лавка, лошадь, лыжи, лось, ладонь, лодка, лупа;
в словах в интерактивной позиции: малыш, халат, кулак, жёлудь, юла, шоколад, салат, пугало, одеяло, голубь, котелок, молоток, мыло, полотенце, скала, колодец;
в середине слов: перепёлка, газонокосилка, защёлка, соковыжималка, волшебник, балкон, солдат, мочалка, колпак, точилка, вилка, бутылка, выбивалка, бетономешалка, волна, посылка;
в словах со стечением согласных звуков: слойка, флаг, клад, блузка, клоун, платок, фломастер, пластилин, слон, дупло, фламинго, шланг, облако, клумба, яблоко, платье;
в конце слов: пенал, стол, чехол, дятел, стул, мел, узел, ствол, бокал, кинжал, факел, самосвал, осёл, сокол, крокодил, штурвал;
словах в разных позициях: ластик, пугало, колпак, шоколад, лось, бутылка, слон, соковыжималка, котелок, фломастер, лавка;  осёл, юла, слойка, лопата, флаг, балкон, салат, солдат, сокол, клоун, лыжи, дятел; малыш, дупло, лампочка, штурвал, пенал, волна, стул, одеяло, точилка, кинжал, клад, ласточка.

 

Просодик 2

Задачи:

– автоматизировать [л] в словах;
– развивать просодические компоненты речи: громкость голоса, высоту голоса, темп речи;
– развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
– развивать зрительное восприятие;
– развивать тактильную чувствительность.

Инструкция

Вариант 1а. Перед тобой улитка (заяц). Она ползёт медленно (он мчится быстро). Произноси следующие слова медленно (быстро), словно ползёт улитка (словно мчится зайка). Следи за правильным произношением [л].

Вариант 1б. Перед тобой предметная картинка и схема. Назови предмет, изображённый на картинке, медленно или быстро согласно предложенной схеме. Следи за правильным произношением [л].

Вариант 2а. Перед тобой папа-медведь (медвежонок). Голос у него низкий (высокий). Произноси слова, которые я буду предлагать низким (высоким) голосом как папа-медведь (медвежонок). Следи за правильным произношением [л].

Вариант 2б. Перед тобой предметная картинка и схема. Назови предмет, изображённый на картинке, низким или высоким голосом согласно предложенной схеме. Следи за правильным произношением [л].

Вариант 3а. Перед тобой смайл. Он говорит в громкоговоритель громко. Произноси слова, которые я буду предлагать, громким голосом.

Перед тобой смайл, указывающий на то, что слова надо произносить тихо. Произноси слова, которые я предлагаю, тихим голосом. Следи за правильным произношением [л].

Вариант 3б. Перед тобой предметная картинка и схема. Назови предмет, изображённый на картинке, громким или тихим голосом согласно предложенной схеме. Следи за правильным произношением [л].

Речевой материал использую из картотеки, составленной мною самостоятельно.

Примечание. Игровые упражнения «Просодик 2» можно адаптировать для отработки просодических компонентов речи на предметных картинках по автоматизации других звуков.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий