Дидактические материалы направлены на реализацию воспитательного потенциала урока. Игру можно использовать при организации индивидуальной, групповой и фронтальной работы на уроках русского языка на этапе закрепления, повторения или обобщения изученного материала; во внеурочной деятельности на стимулирующих и поддерживающих занятиях, факультативах.
Людмила ОРЛАШИНА, Аксана ПЕТЬКО, Рома РУМ,
учителя начальных классов
ГУО «Средняя школа № 15 г. Лиды»,
Гродненская область
Образование включает как процесс обучения, так и процесс воспитания, целью которого является формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к своему Отечеству, народу, историческому прошлому. Реализовать воспитательный потенциал на учебном занятии можно на основе информации о памятниках материальной и духовной культуры, памятных датах, краеведческом материале, связанном с историей и современностью родного края.
Учащимся следует иметь представление о том, где они смогут применять знания и умения, полученные в школе, в реальной жизни.
Каждый урок должен обладать совокупностью имеющихся возможностей для воспитания учащихся. При этом целесообразно использовать активные формы и методы обучения и воспитания. Игровая деятельность является одним из таких эффективных средств.
Предложенную игру можно использовать при организации индивидуальной, групповой и фронтальной работы на уроках русского языка на этапе закрепления, повторения или обобщения изученного материала; во внеурочной деятельности на стимулирующих и поддерживающих занятиях, факультативах.
Она может быть использована как в полном объеме при обобщении учебного материала по теме, так и фрагментарно на отдельных учебных занятиях. Игра поможет продуктивно организовать самостоятельную учебную деятельность учащихся и совместную работу педагога и учащихся.
Цель игры: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Склонение имен существительных».
Задачи:
– обобщить знания учащихся о падежах, типах склонения, способах проверки написания безударных окончаний имен существительных;
– развивать умение структурировать полученные знания, применять их на практике;
– развивать связную устную и письменную речь учащихся, интеллектуальные и творческие способности средствами языка;
– воспитывать учащегося, любящего свою малую родину, уважающего историю и культуру Беларуси, готового и способного к сотрудничеству, умеющего пользоваться источниками информации, проявляющего инициативность и познавательную активность.
Оборудование: маршрутный лист для каждой команды, видео, карточки с заданиями (пазлы, гексы, «умная карта», QR-код).
Содержание игры
Участники игры разбиваются на команды, придумывают название, получают маршрутные листы (Приложение), в которых отмечены названия заданий, максимальное количество баллов за их выполнение.
Учащимся надо помочь репортеру газеты собрать информацию о родном городе для написания заметки в газете. Для этого они должны совершить путешествие по родному городу, выполнив предложенные задания.
После выполнения каждого задания команда записывает в маршрутный лист набранное количество баллов. В заданиях 1–6 команды-участники получают за каждый правильный ответ по одному баллу. В качестве итогового задания участники составляют заметку о родном городе. Побеждает команда, которая первая выполнит все задания и наберет наибольшее количество баллов.
Раздаточный материал к игре готовится в бумажном варианте, а также может быть представлен в программе PowerPoint.
Презентация к дидактической игре «Познакомь и повтори» по теме «Склонение имен существительных»
Ход игры
I Организационный этап
– Добрый день! Я юный репортер газеты «Зорька». Буду писать статью о вашем городе. Мне нужна ваша помощь в поиске информации.
(Вручение командам маршрутных листов).
II Основной этап
Задание 1. «Шифровка»
Определим путь следования. Расшифруйте и запишите названия улиц.
Ответ: Ленинская, Замковая, Мицкевича, Советская, пр-т Победы.
Задание 2. «Составь кластер»
Отправляемся на улицу Ленинская к кургану Славы.
Прочитайте предложения, определите падеж имени существительного курган. Составьте кластер к слову курган, используя падежные вопросы и предлоги.
Курган Бессмертия расположен в центре города.
Начали насыпать курган 9 мая 1966 года.
Для закладки кургана прибыли гости со всей Беларуси.
Перед курганом зажгли Вечный огонь.
К кургану приходят люди почтить память героев Великой Отечественной войны.
О кургане Славы сложено много стихов и песен.
Задание 3. «Нужное слово»
Следуем на улицу Замковая к Лидскому замку.
Прочитайте текст. Вставьте имена существительные, изменяя падежные окончания. Определите падеж вставленных имен существительных, выделите окончания.
Главной _______ города является Лидский _______. Он построен по ________ великого ________ Гедимина. Это был первый каменный замок на территории ________. Замок много раз реставрировался. И только недавно приобрёл первоначальный облик. Сегодня его посещают _________ со всех уголков _________.
Слова для справки: замок, планета, Беларусь, достопримечательность, туристы, указ, князь.
Задание 4 «Собери предложение»
Направляемся к скульптуре «Нулевой километр» на улицу А.Мицкевича.
Из слов каждой строки составьте предложения. Определите склонение выделенных имён существительных.
1) «нулевого километра», почтового, знак, отделения, находится, возле
2) символизирует, начало, он, пути
3) городов, знак, до, указывает, крупных, расстояние, других
4) шар, в, находится, постамента, центре
5) символизирует, он, Землю
6) планеты, вершины, с, голуби, взлетают, почтовые
7) показывают, света, четыре, они, стороны
Задание 5. «Заполни умную карту»
Следуем на улицу Советская к памятнику Ф.Скорине.
Пользуясь QR-кодом, посмотрите видео и заполните «умную карту» именами существительными, характеризующими деятельность Ф. Скорины. Употребите данные существительные в нужном падеже. Объясните написание безударных окончаний.
Задание 6. «Исправь ошибки»
Отправляемся на проспект Победы к скульптуре «Лев с ключами».
Укажите последовательность предложений с помощью цифр. Исправьте ошибки в окончаниях имен существительных.
Ο Два скрещенных ключа обозначают ключи от рая для тех, кто бесстрашно сражался за свободу и процветание родной земли.
Ο Это – герб города Лиды.
Ο Почетное места в центри города занимает скульптура бронзового льва с ключами.
Ο Лидский герб признан одним из самых древних.
Ο Воинственная поза говорит о том, что город может дать отпор врагам.
Задание 7. «Сочини стихотворение»
Сочините четверостишие, используя слова: друзья, город, семья, дорог.
Максимальное количество баллов – 4.
Задание 8. «Собери пазлы»
Соберите пазлы так, чтобы получился текст.
Максимальное количество баллов – 6.
Репортер газеты «Зорька»:
– Дорогие ребята, благодарю вас за активное участие в нашем путешествии по городу Лида. У меня получилась замечательная заметка о вашем городе.
III Этап подведения итогов
Подсчитывается общее количество баллов на маршрутных листах.
Приложение
Маршрутный лист
№ п/п |
Название задания | Максимальное количество баллов | Количество набранных баллов |
1 | «Шифровка» | 5 | |
2 | «Составь кластер» | 6 | |
3 | «Нужное слово» | 7 | |
4 | «Собери предложение» | 14 | |
5 | «Заполни умную карту» | 6 | |
6 | «Исправь ошибки» | 7 | |
7 | «Сочини стихотворение» | 4 | |
8 | «Собери пазлы» | 6 |