В основу проекта заложена экскурсионная деятельность разных видов: историческая, профориентационная, искусствоведческая и экологическая, которые способствуют познанию родного края и сохранению исторической памяти. Описание проекта конкретизируется материалами приложений, в методических материалах которых раскрыта роль туристско-краеведческой деятельности в воспитании гражданственности и патриотизма.
Материалы адресованы заместителям директоров по воспитательной работе, классным руководителям, а также педагогам, занимающимся проектной деятельностью.
Ольга ВЕДРОВА,
учитель английского языка,
Илона СИНЮТИЧ,
учитель белорусского языка и литературы,
ГУО «Средняя школа № 18 г. Пинска»,
Брестская область
1 Название проекта
Туристско-краеведческий проект «Чем больше узнаю, тем больше берегу».
2 Тематическое направление, по которому представляется проект
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся.
3 Проблемное поле проекта
Сохранение исторической памяти посредством туристско-краеведческой деятельности.
4 Цель проекта
Создание условий для приобщения учащихся к социальным ценностям: патриотизму, гражданственности, сохранению исторической памяти посредством туристско-краеведческой деятельности.
5 Задачи проекта, ожидаемые результаты
Задача 1: |
Ожидаемый результат: |
Задача 2: |
Ожидаемый результат: |
Задача 3: |
Ожидаемый результат: |
6 Сроки реализации проекта
сентябрь 2021 года – май 2022 года.
7 Участники проекта
Целевая группа – учащиеся 5 “Б” и 7 “Г” классов.
Инициативная группа – О.Н.Ведрова, учитель английского языка; И.М.Синютич, учитель белорусского языка и литературы.
Рабочая группа – О.Н.Ведрова, учитель английского языка; И.М.Синютич, учитель белорусского языка и литературы; педагоги учреждения образования.
8 Актуальность проекта
Гражданское и патриотическое воспитание продолжают оставаться одними из приоритетных направлений воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования. Поставленная на современном этапе перед школой задача предполагает не только формирование убеждений, но и претворение теоретических предложений в конкретные дела. В связи с этим, в последнее время активизировался поиск новых методов и форм организации процесса непрерывного воспитания. Непрерывное воспитание учащихся определяет основные условия эффективности гражданско-патриотической работы в учреждении образования: профессионализм, высокий уровень идейной убежденности педагогов. Для её эффективного решения от школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся.
Результат анкетирования учащихся 5 «Б» и 7 «Г» классов (сентябрь 2021 года) показал, что учащиеся проявляют интерес к своей родной стране, но существует необходимость расширения знаний об истории, достопримечательностях, предприятиях и памятных событиях Республики Беларусь. Изучение материалов краеведения в рамках изучения учебного предмета «История Беларуси» не может в полном объеме охватить богатейший материал по родному краю.
Важным направлением гражданско-патриотического воспитания является организация туристско-краеведческой деятельности, которая способствует формированию у учащихся положительного отношения к своему Отечеству, чувства любви и привязанности к родным местам. Туристско-краеведческая деятельность основывается на воспитании потребности в изучению малой родины. С целью вовлечения обучающихся в туристско-краеведческую деятельность, направленную на получение и систематизацию знаний о Республике Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь внедрен в образовательный процесс Дневник путешественника, в основу которого заложен перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения.
9 Основная идея проекта
Идея проекта состоит в том, чтобы сформировать у учащихся устойчивый интерес к туристско-краеведческой деятельности. Предполагается активное участие целевой группы в экскурсионной деятельности и фиксирование в Дневнике путешественника посещенных объектов нашей страны с указанием даты, маршрута и впечатлений об экскурсии, интересных фактов, наблюдений, пометок и комментарий. В графе «Отметка о посещении» при возможности ставить штамп на территории посещаемого объекта либо классный руководитель ставит подпись на основании подтверждающих документов (входной билет, фотографии). По мере посещения объектов предполагается выполнение заданий Дневника.
10 Содержание проекта
Проект реализуется в три этапа. В рамках подготовительного этапа проводится анкетирование учащихся целевой группы с целью выявления отношения учащихся к экскурсиям по Республике Беларусь, а также с целью анализа уровня знаний учащихся о своей родной стране; определение содержания проекта, форм и методов его реализации.
Основной этап предполагает проведение серии классных и информационных часов, внеклассного мероприятия с использованием различных форм и методов работы, направленных главным образом на реализацию основной идеи – формирования у учащихся устойчивого интереса к туристско-краеведческой деятельности; организации и вовлечения учащихся в экскурсионно-краеведческую деятельность; заполнение Дневника путешественника.
Заключительный этап включает в себя проведение итогового анкетирования учащихся целевой группы и анализ результатов деятельности; изготовление продукта туристско-краеведческой деятельности.
11 План реализации
№ |
Направления деятельности |
Сроки |
1. |
Подготовительный этап: |
|
2. |
Основной этап: |
|
3. |
Заключительный этап: |
|
12 Социальное партнёрство
Социальный партнёр |
Что получаем мы? |
Что получает партнёр? |
Музей белорусского Полесья |
Информация, помощь в организации и проведении экскурсий |
Включение учащихся в краеведческую деятельность |
Центр дополнительного образования детей и молодежи города Пинска |
Информация о малой родине, региональных культурных традициях и обрядах, сохранении историко-культурного и природного наследия |
Реклама деятельности центра, пропаганда туристско-краеведческой деятельности среди учащихся учреждений образования |
13 Бюджет проекта
Информационные ресурсы. Наличие мультиборда и подключения к сети Интернет при проведении классных и информационных часов, внеклассного мероприятия.
Материальные ресурсы. Затраты на оплату транспорта и экскурсий, оформление Дневника путешественника (цветная печать, ламинирование, декоративная обложка).
14 Мониторинг эффективности реализации проекта
Количественные показатели:
– организовано и проведено 26 экскурсий в течение 2021/2022 учебного года;
– проведено 18 информационных часов по гражданско-патриотическому воспитанию;
– проведено 7 классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию;
– проведено внеклассное мероприятие «Историко-краеведческий познавательный турнир «Я живу в Беларуси», которое охватило 124 учащихся 5-х классов и 97 учащихся 7-х классов;
– Дневник путешественника использовали 48 учащихся целевой группы 5 «Б» и 7 «Г» классов;
– диплом I степени в городском этапе республиканского конкурса «Па старонках Дзённіка вандроўніка» в номинации “З алоўкам у вандроўку”;
– диплом II степени в областном этапе республиканского конкурса «Па старонках Дзённіка вандроўніка» в номинации “З алоўкам у вандроўку”;
– диплом III степени в областном этапе республиканского конкурса «Па старонках Дзённіка вандроўніка» в номинации “Убачанае ў пікселях”;
– диплом II степени в республиканском этапе республиканского конкурса «Па старонках Дзённіка вандроўніка» в номинации “З алоўкам у вандроўку”;
Социального развития личности:
по результатам повторного анкетирования «Что я знаю о родном крае?» мы пришли к выводу, что в процессе туристско-краеведческой деятельности учащиеся овладели прочными знаниями о родном крае, что способствовало приобщению их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, сохранению исторической памяти.
15 Эффективность проекта
Проект привлечёт внимание учащихся к экскурсионным объектам Республики Беларусь, даст возможность популяризировать новые и интересные туристско-краеведческие маршруты по родному краю.
16 Потенциал развития проекта
Разработка долгосрочной программы, которая предполагает включение в целевую группу всех учащихся 5–7-х классов, педагогов учреждений образования и родителей.
Приложения: Приложения